Доступ к лечению в России: теория и практика
Сейчас в России остро встал вопрос о недостаточном доступе к антиретровирусной терапии, благодаря которой ВИЧ-инфекцию можно считать хроническим заболеванием. Внимание к этой проблеме было привлечено недавно прошедшими акциями в разных городах России. Цель данной статьи - предоставить краткую информацию о том, что происходит на данный момент в этой области.
Как можно увеличить доступ?
В мире только 10% ВИЧ-положительных имеют доступ к антиретровирусным препаратам, которые являются самым эффективным методом лечения ВИЧ-инфекции, сохраняющим жизнь и здоровье людей. В России антиретровирусная терапия впервые стала доступна в Москве, в последнее время она становится доступной во многих других регионах. Тем не менее, до сих пор этого доступа недостаточно, и со временем, это может стать еще большей проблемой по мере прогрессирования ВИЧ-инфекции у людей с ВИЧ.
Одна из основных проблем с недоступностью лечения ВИЧ-инфекции - слишком высокая стоимость препаратов. Соответственно, главные меры по увеличению доступности терапии: выделение дополнительных средств на лечение и снижение стоимости. Многие страны с низким и даже средним уровнем доходов не могут обеспечить всех нуждающихся терапией по существующим ценам в принципе. Для уменьшения стоимости существует несколько подходов.
Прежде всего, это производство или закупка так называемых дженериков (или генериков). Согласно международным законам, изготовитель препарата может в течение двадцати лет сохранять эксклюзивное право на производство того или иного лекарства. Только по истечении этого срока другие фирмы могут производить данный препарат. При этом цена на патентованный препарат очень часто является завышенной благодаря этой эксклюзивности, а также в связи с тем, что компания вкладывает средства в разработку препарата.
Тем не менее, патент на препарат можно нарушить, но только на уровне всего государства. Страна может отвергнуть эксклюзивные права владельца патента и дать лицензию другому изготовителю, если правительство примет решение о необходимости данного шага. Препарат, который начинают производить в этом случае, называется дженериком (генерическим). Это возможно в случае если производство данного препарата является необходимостью для страны. Например, некоторые страны позволили местным производителям изготавливать лекарства против ВИЧ на основании того, что эпидемия является угрозой национальной безопасности государства. Примером такого подходя является Бразилия, которая смогла обеспечить всех ВИЧ-положительных граждан бесплатной антиретровирусной терапией именно благодаря производству дженериков.
Этот подход наиболее эффективен для снижения стоимости, однако фармацевтические кампании активно лоббируют против обязательного лицензирования, утверждая, что такие лицензии будут замедлять появление новых лекарств. Как ни странно, некоторые из наиболее популярных антиретровирусных препаратов (AZT, d4T, ddI) не были разработаны компаниями, которые обладают патентами на их производство, патенты на них были куплены у правительственных американских организаций.
В ноябре в 2001 году на встрече Всемирной торговой организации (ВТО) согласились, что все страны имеют право предоставлять обязательные лицензии, и определять для себя статус критического положения. Зимбабве стала первой страной, которая воспользовалась этим правом.
Однако дженерики не единственный подход к решению проблемы. Существуют и другие способы обеспечить доступ:
- Снижение долгового бремени
. Беднейшие страны мира не могут обеспечить нормального здравоохранения своим гражданам из-за необходимости погашать долги богатым странам. "Прощение" долгов при условии того, что средства будут направляться на борьбу с эпидемией, может стать решением проблемы.
. Этот способ состоит в том, чтобы импортировать патентованные препараты из стран, где они более дешевы. Этот способ становится все более популярен, несмотря на протесты фармацевтических компаний.
- Объединенное приобретение
. Страны могут совместно приобретать патентованные препараты, вместе договариваясь о более выгодной цене. Например, в Карибском море целых семь государств смогли уменьшить цены на препараты в среднем на 50% в результате совместного приобретения. Такой же эффект может дать приобретение международными учреждениями.
- Лоббирование фармацевтических компаний
. Активисты, правительства, международные организации могут вести переговоры компаниями. Некоторые компании снизили цены в результате такого лоббирования, по крайней мере, для стран с низким уровнем дохода.
Таким образом, снижение цен на антиретровирусную терапию является вполне реальным. Главная проблема в том, что каждый из этих подходов требует политической воли и действий на национальном уровне. Именно этого зачастую недостает для изменения ситуации.
Ситуация в России
По состоянию на конец октября 2004 года, в России официально зарегистрировано 300 тысяч человек, живущих с ВИЧ. По мнению Вадима Покровского, руководителя Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, реальные цифры могут достигать 1-1,5 миллиона человек.
В России на лечение людей, живущих с ВИЧ, в год выделяется 80 миллионов рублей. На данный момент терапию на эти деньги с учетом использования местных бюджетов получают не более 3 тысяч людей, то есть 1% всех людей, живущих с ВИЧ в России.
"Если ситуация в области лечения ВИЧ-инфекции не изменится, то уже к концу этого десятилетия Россия может потерять более миллиона молодых людей (80% людей, живущих с ВИЧ, сейчас в возрасте 16-30 лет)", - говорит Покровский.
Для большинства регионов Российской Федерации характерна острая нехватка антиретровирусных препаратов. Имеющиеся препараты стоят от 5600 долларов до 15 тысяч долларов в год на одного пациента, в то время как в некоторых странах удалось снизить стоимость терапии до 300 долларов.
Что делает государство
По словам Вадима Покровского, в следующем году начнется реализация займа, выделенного Всемирным банком на борьбу со СПИДом и туберкулезом. В следующем же году начнется реализация проекта Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, который будет осуществляться в 10 областях. Имеется еще надежда, что Глобальный фонд выделит 100 миллионов рублей на проект по лечению людей, живущих с ВИЧ, который позволит 56 тысячам людей получать терапию. Однако всех этих средств недостаточно для успешной борьбы со СПИДом, необходимо увеличивать ежегодное финансирование в десятки раз.
Хотя Министерство здравоохранения провело предварительные переговоры о снижении стоимости терапии с производителями антиретровирусных препаратов, этот процесс потребует еще дальнейших усилий. Проблема заключается в том, что производители препаратов не могут снижать цены до себестоимости, так как значительные средства необходимо вкладывать в новые разработки. Закупка препаратов-дженериков чревата конфликтами в области патентного права, которые нежелательны для России в связи с желанием вступить в ВТО.
Акции людей с ВИЧ
В 2004 году, пожалуй, впервые в России прошли акции гражданского неповиновения ВИЧ-положительных, призванные обратить внимание на проблему доступа к антиретровирусным препаратам.
12 октября этого года в городе Калининграде около 15 активистов нового движения "Фронт AIDS" провели акцию протеста против политики властей в отношении ВИЧ-положительных. Активисты приковали себя к поручням у здания мэрии Калининграда. Акция проходила под лозунгом "Наши смерти - ваш позор".
"Мы, люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, их родные, близкие и друзья, люди, не равнодушные к проблеме, требуем обеспечить равный доступ к лечению и медицинскому уходу всех людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, независимо от пути инфицирования и социального статуса. Политика дискриминации людей по состоянию здоровья, активно проводимая государством сегодня, способствует дальнейшему развитию эпидемии ВИЧ/СПИДа и неминуемо приведет завтра к сотням тысяч смертей", - говорилось в обращении к властям.
Результатом акции можно считать то, что отдел по делам молодежи мэрии Калининграда принял решение обратиться в соответствующие инстанции и добиваться выделения значительного финансирования на лечение ВИЧ-положительных.
Следующая акция того же движения "Фронт AIDS" состоялась 9-го ноября уже в Санкт-Петербурге, при входе в Смольный дворец. Это также была несанкционированная акция (акция гражданского неповиновения) - активисты движения своими телами выложили символ борьбы со СПИДом "красную ленту", а так же принесли гробы, символизирующие большое количество смертей из-за отсутствия лечения. На самом Смольном был повешен все тот же плакат: "Наши смерти - ваш позор".
Пока трудно говорить, насколько могут быть эффективны подобные акции. Однако сам факт их проведение говорит о критическом, поворотном моменте в истории эпидемии в нашей стране.