Потеря жизненного пространства
До 1915 года жизненное пространство армянского этноса на протяжении пяти тысяч лет охватывало территорию всего Армянского Нагорья, т.е. всей исторической Армении. В геостратегическом аспекте, эта обширная территория более чем в 350.000 кв.км. напоминает огромную крепость, которая имеет ряд "укрепрайонов", каждый из которых самостоятельно может обеспечить свою защиту. Захват иноземными захватчиками одного или нескольких из этих оборонительных областей еще не означал захват всей Армении, поскольку сосредоточенные в других областях армянские силы имели возможность для перегруппировки, и затем, в удобный момент, переходили в контрнаступление и снова становились хозяевами захваченной территории.
Позднее, в наиболее тяжелые времена, в XV-XIX веках, когда армянская государственность была упразднена, а армянские вооруженные силы были в основном уничтожены и устранены с арены (мелкие военные формирования сумели сохраниться лишь в отдельных горных областях), основным залогом существования страны Армения стал демографический фактор – сохранение армянами этнического большинства на ее территории. Когда в результате татаро-монгольских и туркменских походов или турецко-персидских войн какая-либо часть Армении разорялась, иногда становилась безлюдной, через короткое время армяне из других регионов Армении вновь заселяли и осваивали родную землю, свято веря, что отечество рано или поздно обретет свободу, независимость, экономическую и военную мощь.
Области и районы Армении являлись не просто территорией, а пятитысячелетним жизненным пространством и Родиной. Наихудшим последствием геноцида является то, что армян оторвали и удалили от их жизненного пространства. В стратегическом плане потеря среды обитания лишила армян их былой возможности иметь несколько оборонительных рубежей. Осталась маленькая Армения – единственная одинокая крепость. Она более не имеет возможности для отступления или перегруппировки сил. Армения более не имеет права ни на одно поражение. В противном случае, это станет концом Армении, а, возможно, и армянской нации.
|