Взаимооношения церквей в V - XIV веках
Позиция Армянской Церкви по отношению к вероопределению Халкидонского Собора
На Первом Вселенском Никейском (325) и на Втором Вселенском Константинопольском (381) Соборах уточняются догмы о Божественности Христа и о Св. Троице. Следующая богословская проблема, которая долго и серьезно занимала Христову Церковь - вопрос о единении человеческого и Божественного во Христе. В 431 г. состоявшийся в Эфесе Третий Вселенский Собор под председательством св. Кирилла Александрийского осудил учение Нестора о двух естествах и лицах Христа.
После Третьего Вселенского Собора сторонники Нестора нашли прибежище в Персии и начали переводить и распространять сочинения Диодора Тарсского и Феодора Мопсуэстийского, которые не были осуждены на Эфесском Соборе. Епископ Мелитины Акакий и Патриарх Константинопольский Прокл в посланиях предостерегли армянского Католикоса Саhака. В ответных посланиях Католикос Саhак писал, что проповедники подобной ереси в Армении пока не появлялись. В этой переписке закладывался фундамент армянской христологии на основе учения Александрийской школы. Письмо св. Саhака, адресованное Патриарху Проклу, как образец православия было зачитано в 553 году на V Вселенском Константинопольском Соборе.
Автор жития Месропа Маштоца Корюн свидетельствует о том, что "в Армении появились привезенные лживые книги, пустословные предания некоего ромея по имени Феодорос". Узнав об этом, свв. Саhак и Месроп сразу же приняли меры для того, чтобы осудить поборников этого еретического учения и уничтожить их писания. Конечно, речь здесь шла о сочинениях Феодора Мопсуэстийского.
В 451 г. на Халкидонском Соборе было принято новое вероопределенне о "двух естествах" Христа.
Армянская Церковь, находясь в состоянии напряженной борьбы с персидской зороастрийской религией, не имела возможности постоянно следить за развернувшимися в Византийской империи христологическими спорами и определить свою позицию. В период марзпанства Ваhана Мамиконяна (485-505) Армения и Армянская Церковь едва перевели дух. В это время Христианская Церковь была разделена на три ветви с тремя различными вероопределениями: в Риме и на всем Западе господствовало халкидонство. в Византии - монофизитство в духе Энотикона императора Византии Зенона (474 - 475, 476 - 491), в Персии - несторианство.
На первом Двинском Соборе (506 г.), в котором участвовали епископы Армении. Грузии и Агванка, Энотикон был официально принят Армянской и соседними Церквами. На этом же Соборе было отвергнуто несторианство. а также вероопределение Халкидонского Собора как фактор, способствующий развитию несторианства.
В 518 г. на византийский императорский престол взошел Юстин I (518-527), который, желая восстановления прерванных связей с Римом, осудил Энотикон Зенона, а Халкидонский Собор провозгласил святым и Вселенским.
Армянская Церковь, находясь за пределами империи. была свободна от давления со стороны императорской власти Византии. Распространяемое в Византии вероопределение Халкидонского Собора было уже не в состоянии повлиять на Армянскую Церковь.
|