"Сказки с моралью" братьев Дарденн
Обладатели двух Пальмовых ветвей бельгийские режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденн представили в конкурсе Каннского фестиваля фильм "Молчание Лорны".
История албанской иммигрантки, мечтающей о бельгийском паспорте и вовлеченной в мафиозную сеть, пока остается одним из фаворитов в рейтинге кинокритиков. Во время фестиваля Братья Дарденн рассказали о новом фильме.
Интервью для BBCRussian.com у режиссеров взяла
Мария Бейкер.
Мы не пытаемся анализировать и объяснять какие-то явления, мы просто снимаем жизнь наших героев
Братья Дарденн
Би-би-си: О героине вашего фильма, Лорне, спорит весь фестиваль - пытаясь разобраться, что же все-таки реальность, а что вымысел в ее судьбе. В чем загадка Лорны?
Жан-Пьер Дарденн: Лорна - заложница собственных фантазий. С одной стороны, ей хочется добиться лучшей жизни в Бельгии, с другой - сохранить своего албанского бойфренда.
Она одновременно и жертва, и сообщница в преступлении, послушная манипуляциям босса Фабио. Она предпочитает молчать, хотя если она заговорит, это может спасти жизнь человека. Она живет двойной жизнью.
Лорна - достаточно сложный персонаж, намного сложнее, чем герои, которые появлялись в наших предыдущих фильмах. Нам хотелось постепенно, эпизод за эпизодом, раскрыть этот персонаж зрителю. Например, в начале фильма Лорна звонит по телефону и говорит по-албански с человеком, которого любит. Сразу же после этого раздается другой телефонный звонок, и она отвечает по-французски другому мужчине. А потом, в следующем эпизоде, Лорна оказывается в квартире с этим мужчиной - ее мужем. Зрителю сразу предлагается достаточно противоречивая информация.
И вот так, фрагмент за фрагментом, мы выстраиваем образ Лорны. И иногда преподносим зрителю сюрпризы. Когда же дело доходит до вопроса о ребенке, история перемещается на границу реальности и фантазии. Нам это доставляло большое удовольствие!
Би-би-си: Почему вам захотелось рассказать историю иммигрантки? Проблема восточноевропейских мигрантов остается актуальной для Бельгии?
Ж.-П.Д.: Мы не специалисты в области социологии и миграции. И, конечно же, мы снимали фильм не для того, чтобы поговорить только о социальных проблемах. Нас интересовала, прежде всего, ситуация, в которой оказывается Лорна. А тот факт, что она - иммигрантка, ищущая лучшей жизни на чужой территории, усугублял дилемму, стоящую перед ней, и давал ей еще меньше возможности для выбора и маневра.
Персонаж русского мафиози можно воспринять как клише, но, к сожалению, это отражает реальное положение дел
В то же время, конечно, наш фильм предлагает взгляд на ситуацию в современном обществе. Условия жизни переселенцев из Восточной Европы и попустительство иммиграционных служб делают этих людей легкой добычей для мафиозных структур. Обстоятельства, в которых оказываются мигранты, недостойны стран, называющих себя демократическими.
С другой стороны, мы не хотим упрощать проблему: известно, что система социальной защиты, десятилетиями формировавшаяся в Западной Европе, сегодня поставлена под угрозу. Многие считают, что эта система слишком щедра.
К сожалению, в наши дни вопрос иммиграции разыгрывается как политическая карта, и политики манипулируют страхами избирателей для достижения собственных целей. Иммиграция стала одной из самых популярных тем предвыборных кампаний... Не думаю, что это доброе предзнаменование для развития демократии.
Би-би-си: Почему вы решили сделать Лорну албанкой?
Люк Дарденн: Нам нужно было выбрать страну, не входящую в Евросоюз. К тому же Албания до сих пор остается очень изолированной страной, не имеющей контактов с окружающим миром.
В Бельгии мы встретили женщину, которая рассказала нам историю своего брата: он был наркоманом, и албанские мафиози, работающие на территории нашей страны, предложили ему заключить фиктивный брак. Ему обещали заплатить дважды - за брак, а потом еще и за развод. Наша знакомая умоляла брата не связываться с этими людьми, поскольку считала, что он ввязывается в опасную историю и рискует жизнью.
Мы услышали эту историю лет пять назад. Потом, после выхода фильма "Ребенок", мы много поездили по Восточной Европе, представляя фильм на фестивалях. Тогда мы начали собирать материал для картины и убедились в том, что Лорна должна быть албанкой. Хотя очевидно, что она могла бы быть и русской, и грузинкой, и чеченкой...
Би-би-си: Как проиходил кастинг?
Лорна могла бы быть и русской, и грузинкой, и чеченкой...
Ж.-П.Д.: Актриса Арта Доброши - косовская албанка из Приштины. Когда мы с ней встретились, она жила в Сараеве. Сейчас она снова вернулась в Приштину и довольно часто приезжает в Бельгию. А кастинг мы проводили в Македонии, в Албании и в Косове.
Би-би-си: Лорна должна развестись с первым "мужем", бельгийцем Клоди, чтобы "выйти замуж" за русского бизнесмена, который готов заплатить за сделку 10 тысяч евро. Образ русского мафиозо - клише современного европейского кино, не так ли?
Л.Д.: Я понимаю, что персонаж русского мафиозо можно воспринять как клише, но, к сожалению, это отражает реальное положение дел. С тех пор как пала берлинская стена и закончилась искусственная изоляция стран бывшего СССР, гангстеры из всего региона и, в том числе, из России представляют собой реальную силу на территории нашей страны.
В фильме русский бизнесмен хочет жениться на Лорне, чтобы получить бельгийские документы. Известно, что многие теневые дельцы, работающие в России, хотят получить европейские документы, чтобы иметь возможность бежать и прятаться в Европе.
Би-би-си: Персонажи ваших фильмов - униженные и оскорбленные, из самых низов общества. Что привлекает вас в этих героях?
Бельгия - очень маленькая страна, и у нас недостаточно средств и зрителей, чтобы обеспечивать такие проекты
Ж.-П.Д.: Мы их любим! Нам нравится рассказывать их истории. Мы не социологи и не психоаналитики, поэтому мы не пытаемся анализировать и объяснять какие-то явления, мы просто снимаем жизнь наших героев.
Но мне не хотелось бы, чтобы у вас возникло впечатление, что мы не любим людей из других социальных кругов, или что мы полагаем, что в буржуазной среде люди не совершают дурные поступки. Мы просто рассказываем "моральные сказки", и нам кажется, что если мы посмотрим на то, что происходит в среде людей, выброшенных на обочину общества, будет проще понять то, что происходит в самой гуще, то есть с нами.
Здесь можно говорит и о процессе естественного отбора, но еще и о культурном отборе. Ведь всем известно, что на улицах современных богатых европейских городов люди умирают от голода. И мы, как общество, не особенно беспокоимся по этому поводу.
Би-би-си: История Лорны балансирует на грани между реальностью и вымыслом. Чем дальше развивается действие, тем больше фантазмы вторгаются в повседневность. Кажется, только фантазия может дать героине надежду?
Ж.-П.Д.: Именно эта фантазия "очеловечивает" Лорну. Только в беседе с несуществующим ребенком она признается себе в том, что не смогла сохранить Клоди, а значит раскаивается.
На самом деле ребенка нет, но мы знаем, что есть люди, которым хотелось бы поверить в историю с ребенком. После просмотров на фестивале мы с Люком уже сами начали сомневаться в том, вымысел это или правда. Даже наши продюсеры из компании СNC, которая финансировала фильм, считали, что ребенок все-таки есть, хотя в сценарии черным по белому была написана сцена, где все ясно сказано.
Би-би-си: Все ваши картины сняты с участием французских продюсеров. Может ли авторское кино Бельгии прожить без французских денег?
Ж.-П.Д.: Нет. Мы не могли бы снимать фильмы без участия французских продюсеров. Бельгия - очень маленькая страна, и у нас недостаточно средств и зрителей, чтобы обеспечивать такие проекты.
Кроме того, мы снимаем фильмы по-французски, а значит, наша главная аудитория за пределами франкофонной Бельгии - именно во Франции. Кинорынок в Бельгии очень маленький. По статистике, в год кинотеатры страны собирают 20 миллионов посетителей - это значит, что каждый житель Бельгии ходит в кино два раза в год. При этом 80% проката составляют американские блокбастеры.
Би-би-си: Ваш фильм высоко оценен критиками. Очень скоро станет известно решение жюри. Что подсказывает интуиция - сможет ли Лорна принести вам третью Пальмовую ветвь?
Братья Дарденн: Ну что вы, откуда нам знать? Это не наше решение. Мы просто очень рады, что картина участвует в фестивале.
news.bbc.co.uk