Говоря об армянской церкви Белграда второй половины XVII века, важно отметить, что здесь, как и во многих других армянских церквях, создавались рукописные книги. Трудно сказать, сколько их было написано в Белграде — часть стала жертвой разрушительных войн. Следует отметить сборник религиозных песнопений “Тагаран”, созданный в 1688 году Аракелом дпиром Скютарци по заказу Ходжи Паноса — ныне книга находится в городской библиотеке Нюрнберга. По всей видимости, ее вывезли из Белграда австрийские войска во главе с князем Максимилианом Баварским, вступившие в город летом 1688 года. Белград тогда лишился многих ценностей и раритетов, в том числе плана города с армянскими церковью и кладбищем.
Сегодня трудно определить точное местонахождение церкви. Сравнивая план Белграда XVII века с сегодняшним планом, можно предположить, что она находилась между нынешними улицами Обиличев венац и Царица Милица, в нескольких десятках метров от одного из центральных кварталов — Зелени венац. С учетом датировки расшифрованных надписей надгробные камни несомненно находились на армянском кладбище.
Надпись, датированная 1714 годом, свидетельствует, что в Белграде жил богатый армянин, ага, по имени Мурат из Шорота, сын некого Самуела (Самвела).
БЛАГОДАРЯ ВСЕМОГУЩЕМУ БОГУ
ЭТО НАДГРОБИЕ АГА МУРАТА ИЗ ШОРОТА,
СЫНА САМУЕЛА, ПОЧИВШЕГО ВО ХРИСТЕ
В ГОДУ ХРИСТОВОМ 1714 г. 4 МАРТА
В другой надписи от 1685 года говорится о некоем армянине Унане из города Ван.
ЭТО НАДГРОБИЕ
ВАНСКОГО УНАНА
1685 г.
Сохранившаяся часть третьей надписи гласит.
ЭТО НАДГРОБИЕ
МАХТЕСА СЫНА МОВСЕСА
Упомянутые армяне из Вана и Нахичевана, конечно, не были единственными членами армянской колонии в Белграде. Вдали от родины армяне всегда жили компактно, близко друг от друга, в Белграде их могло быть несколько десятков, если не больше. Недалеко от бывшей армянской церкви, на кладбище, несомненно, находились и другие надгробные камни — возможно, когда-нибудь их удастся обнаружить.
Форма и обработка надгробных камней позволяют утверждать наличие среди армян Белграда мастеров-каменотесов, владевших техникой резьбы, характерной для армянских надгробий и составлением положенных надписей. Все тексты на средневековых надгробных камнях в Армении схожи по своей сути и лаконичности. Тем не менее, они содержат много интересной для истории информации.
Сохранилось другое важное подтверждение существования армянской колонии в Белграде. После вторичного прихода в Белград австрийцев в 1717 году, местным армянам была предоставлена мечеть Зейнадын-аги с целью реконструкции и освящения ее в качестве церкви.
Первые записи о мечети в источниках появляются в 1536 году. На итальянском плане Белграда она отмечена в 1696 году, сегодня это место находится на углу улиц Царя Душана и Солунска. А вот в австрийском плане города 1739 года на том же месте обозначена армянская церковь, что подтверждает факт передачи здания. Отсюда можно делать вывод: церковь второй половины XVII века, построенная самими армянами, была разрушена или снесена турками, которые владели городом до австрийцев.
Много ценных документов об армянской колонии Сербии сохранилось в архивах Конгрегации венецианских и венских мхитаристов. Большую часть составляют письма, изданные в 1930 году, многие из них свидетельствуют о духовных связях мхитаристов с Сербией. У венских мхитаристов хранятся документы об армянской колонии Белграда и Петроварадина (Нови Сада), в том числе книга записей о крещении, бракосочетаниях и смертях тамошних армян.
В 1732 году духовным предводителем армян в Белграде назначается венецианский мхитарист вардапет Егиа Константинопольский. К его приезду в Белграде насчитывалось 35 армянских семей и 25 неженатых лиц, общее число армян составляло около 200 человек. Егиа Константинопольский приложил немало усилий для преодоления разногласий среди белградских армян — одни были приверженцами Армянской Апостольской Церкви, другие исповедовали католическую веру.
Осенью 1733 года в Белграде началось строительство новой армянской церкви. Большую часть средств предоставили богатые купцы родом из Шорота — Овнан, Кеозал, Джаназиз.
В 1735 году вардапет Егиа по состоянию здоровья прекратил свою духовную деятельность. Его заменил один из любимых питомцев Мхитара Себастаци, отец Акоп Бузаян, с которым основатель ордена некогда вместе прошел весь путь от Константинополя до Венеции. Однако в 1737 году Бузаян тяжело заболел и в октябре скончался в Белграде, где и был похоронен в армянской церкви. В ноябре того же года его заменил Микаел вардапет Вардересян из Себастии.