Re: Sexual and marriage practicies in Armenia Սեռական և ընտանեկան բարքերի ներկա մակարդակը Հայաստանում Уровен сексуальных и семейных отношений в сегодняшней Армении
Патриархальный сценарий не является неизменным. Когда существующие правила перестают действовать, а «аномалии» невозможно игнорировать, сексуальная парадигма становится уязвимой. В таком случае исследователи говорят о кризисе сексуальной парадигмы. Многие женщины не выполняют правил сексуального сценария и в «нормальной» фазе патриархата, это, например, разведенные, бездетные, одинокие женщины и пр. Однако до поры до времени их поведение расценивается как случайное отклонение от нормы. И только тогда, когда такие отклонения обретают всем очевидный систематический характер, возникают условия для смены гендерной/ сексуальной парадигмы. Под влиянием социально экономических процессов происходят изменения брака, развода, гендерного разделения труда. Однако они не осуществляются без индивидуальных усилий, обретающих политический смысл с точки зрения феминистской теории (Kandiyoti 1988: 285-286). Как показывают эмпирические исследования, в Армении в советский период происходили существенные изменения гендерных отношений. (Тер-Саркисянц 1972, 1998, Карапетян 1986, см. также Dudwick 1997, и пр.) Женщины наравне с мужчинами имели доступ к образованию и работе, разводились, повторно выходили замуж. Однако эмансипация публичной сферы значительно превосходила приватную.
Более свободные правила были характерны для интеллигенции. При этом, как свидетельствуют биографические рассказы, сохранение добрачной девственности в советское время оставалось незыблемым правилом, нарушения которого были редкими и тщательно скрываемыми.
В постсоветских гендерных отношениях не-европейских стран присутствуют значительные элементы нео-патриархата (Тартаковская 2006 6, 9-11, 17). .Контроль над женщинами становится более заметным и более рефлексивным. Он является предметом обсуждения в повседневном дискурсе. В образованной среде большинство компонентов патриархатного сценария оказываются проблематизированными. Возникают систематические отклонения от парадигмы (в том числе, получает распространение добрачный сексуальный опыт женщин).
Исследуя гендерные отношения в Армении, мы хотим проследить, как происходят изменения гендерного порядка на уровне повседневности, как «нормальная» фаза патриархата сменяется «кризисной». Для этого мы сфокусируем внимание на центральном культурном коде – добрачной девственности . Этот код реконструирован эмпирически как центральная категория рассказов о сексуальной жизни (Страус, Корбин 2001: 102-109) Нам предстоит показать, как практика контроля за сохранением конституирует гендерный порядок.
|