Экономический очерк
Главным занятием проживавших в Грузии армян было предпринимательство, в котором они всегда преуспевали, но особенно стали доминировать с
начала XIX века. На это обстоятельство указывают некоторые авторы, посетившие Тифлис в данный период времени.
"Армяне, живущие в Грузии, очень деятельны и предприимчивы. Не только вся торговля края, но и все хозяйственные промыслы, хлебопашество, скотоводство, шелководство, огородничество, садоводство и почти все ремесла находятся в их руках", - таковы выводы В.Желиховской на страницах ее книги "Кавказ и Закавказье" (изд.4, Москва, 1913).
"Торговля тифлисская находится исключительно в руках армян", - свидетельствуют русские писатели Зубов и Муравьев. Негри и Гамба, делясь впечатлениями о столице Грузии, пишут:
"Наиболее крупные торговые операции совершают армяне - только среди них и встречаются наиболее зажиточные". (И.Полиевктов и Г.Натадзе. "Старый Тифлис", Госкомиздат, 1929.)
Наиболее полная картина этого явления отражена Ш.Чхетия: "Торговый и ростовщический капитал к началу XIX века (и позже) в Грузии был сосредоточен главным образом в руках армян. Последние взяли в столице в свои владения почти всю частную собственность и торговлю.
Подобное положение имело место и в дальнейшем. Во 2-ой половине 1860 года в Тифлисе числилось около 3000 лавок и торговых заведений - большинство из них содержалось армянами. Так, из 17 караван-сараев 14 принадлежало им (Бегбутянц, Арцруни, Ананянц, Херодинянц, Корхмазянц, Шиоянц, Шадинянц, Мовсесянц, Саркисянц, Варданянц, Халатянц, Гамамшянц и др.). Армянам же принадлежало большинство гостиниц, винных складов, духанов. Приблизительно 2/3 торгово-промышленного класса составляли армяне". Ш.Чхетия. "Тбилиси в XIX столетии", изд. АН Гр.ССР, 1942,с.65,166,209.)
Торгово-промышленный класс, представленный в основном купцами и ремесленниками, был в целом армянским поприщем, занимавшим почти безраздельное, привилегированное положение в Грузии. В социальном отношении он соответствовал т.н. третьему сословию.
Торговля, как специфическая сфера деятельности армян, была весьма разнообразной, как по своему характеру, так и в отношении социального состава ее представителей.
Описывая торговую жизнь татарского Майдана - центра торговой жизни города, Д.Бакрадзе и И.Бердзенов в своей книге "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях" пишут:
"Повернув налево, в глухой переулок, вы очутитесь у входа, ведущего по крутой лестнице к темным рядам или крытым галереям (базаз-хана), в которых располагаются лавки армян, торгующих московскими товарами, а также коврами, войлоком и другими произведениями Персии и Закавказья".
Не менее известным был район улицы Армянский базар (ныне ул.Леселидзе), отражавший всю "промышленность" и общую физиономию города. Как и на всех тбилисских базарах, лавки здесь не имели передней стены, и таким образом весь трудовой процесс совершался на глазах посетителей. К середине XIX века здесь появились первые фешенебельные магазины, например
в 1845 году в "Темных рядах" магазин "Кавказского кустарного производства" Иосифа Берутчева.
В дальнейшем в городе число разнообразных магазинов стало неуклонно расти. Одними из широко известных в
конце XIX - начале XX вв. магазинов были "Персидский и кавказский магазин" Г.Ахшарумова и Г.Джанинова, размешавшийся на Эриванской площади под гостиницей "Кавказ" и магазин С. и Г.Чарахчиановых, где продавались сумки, корсеты, перчатки, кружева, бисерные отделки, мужские шляпы и другие модные парижские товары.
Модные магазины размещались также в домах Арцруни, Тер-Асатурова, Тамамшева, Харазова и др. Помимо них в дореволюционный период функционировало немало других разнопрофильных, как например молочные магазины торгового дома Г.Шадинова, магазин вин Б.Ахшарумова, магазины фирмы Л.Мамулова, имевшей исключительное представительство на продажу пива Жигулевского завода, канцелярские магазины И.Тер-Саркисяна, магазин музыкальных инструментов И.Сузанаджяна и т.д.
Кроме магазинов большую роль в быту тбилисцев играли кофейни (кавахана), среди которых наиболее известной во второй половине XIX века была "Саят-Нова" и духаны, собственниками которых были и никогда не унывающие кинто.
Многочисленные кинто составляли любопытную прослойку среди тбилисских торговцев. Выделявшиеся своим внешним видом, они постоянно мелькали на городских улицах, базарах, духанах. Среди них были владельцы продуктовых лавок и духанщики, но главным образом они промышляли торговлей вразнос продуктами питания, в частности фруктами, овощами, зеленью, яйцами, рыбой и др., располагавшимися на табахе - деревянном подносе, который кинто носили на голове.
Кинто обычно неистово рекламировал свой товар, громко зазывая к себе покупателей. При этом он нещадно коверкал русские слова, создавая свой собственный рекламный сленг, лишенный порой всякого смысла, но в общем то достаточно понятный и привлекательный для рядового тбилисского покупателя: "Агурец, агурец, Александре молодец", "черешни, вишни испанцки", "яблок антоновцки", "перцик, перцик, априкос", "красавица памадор", "рибо, рибо"- эти и другие специфические возгласы кинто сотрясали все вокруг.
Кинто был не прочь надуть покупателя, и в этом смысле за ними утвердилась весьма дурная слава. Обмеры и обвесы в соединении с мощным напором на покупателя были главными методами работы этих веселых и по-своему предприимчивых людей, составлявших низший класс тифлисского армянского населения.
Ремесленное производство было основным видом "местной промышленности" в столице Грузии. Среди тифлисских ремесленников-армян выделялись своим мастерством кожевники или "дабаханщики".
В ремесленных и торговых рядах располагались "дабаханы" - маленькие мастерские, занятые выделкой кожи. С утра до ночи ремесленник полагался только на свои руки, а вода из близлежащих источников помогала ему смягчать выде
пываемые кожи. И на глазах у купцов, приезжавших в столицу даже из дальних стран, грубые, еще как следует не просохшие кожи превращались в готовый товар, из которого сапожники могли тут же пошить любую обувь.
Галерея славных городских ремесленников была представлена не только кожевниками, но и гончарами, ткачами, портными, ювелирами, "оружейных дел мастерами", сабельниками... Последние были объединены в цех, имевший свой горговый ряд. Оружейный ряд, ответвляясь от Армянского базара, спускался с запада на восток к Экзаршеской площади. Искусство оружейников-армян пользовалось большим спросом и было известно далеко за пределами Грузии.
В частности,
в 1820-1860 гг. в Тифлисе самыми известными мастерами сабельных и кинжальных дел были члены семейства Элиаровых (Элиазаровых), которые владели секретом особой сварочной стали из булата и первыми в России стали выделывать клинки из булатной стали. О качестве изготовляемых ими сабель, о которых знал даже Николай I, отмечалось: "При испытании этого булата отсекали одним ударом голову быка или коровы".
Прославленным мастером оружейных и серебряных дел считался также Иосиф Папов, живший и работавший в Тифлисе в
1842-1869 гг. Будучи участником многих выставок, он в 1862 году получил право изображать государственный герб Российской империи на вывеске и изделиях.
Среди ювелиров пользовались известностью изделия "золотых и серебряных дел мастера" Мнацакана Белибекова, значавшегося в списке мастеров
с 1856 по 1877 г., также участвовавшего в международных выставках.
Приобретение качественного, натурального вина в сельских местностях и их последующая продажа в городе являлось предметом деятельности скраджи. "Важным событием бывал приезд покупщиков вина из Тифлиса, - пишет в своих воспоминаниях Дм.Шаликашвили, - покупщики эти, скраджи, были из года в год одни и те же и в большинстве случаев армяне...
После заключения сделки скраджи должен был оставить традиционные подарки в виде разных продуктов, среди которых главную роль играла сушеная рыба, балык. Получал он тоже подарки: чурчхелы, виноград, фрукты".
(Воспоминания Дм.Шаликашвили. "Свободная Грузия", 29.01.94.) ![](http://viparmenia.com/vb/images/smilies/wallball.gif)