Массовая исламизация предков хемшилов вырвала их из общеармянской среды, сохранение же армянского языка сделало хемшилов теми, кто они есть. В то же время к хемшилам Краснодарского края в полной мере относится и другой важный признак - существование у них двойственного этнического самосознания. Хемшилы осознают свою самобытность в качестве отдельной общности и выражают это употреблением самоназвания в форме “hомшеци” (“амшенец”).
Для этнической идентичности хемшилов Краснодарского края характерно также то, что они соотносят себя и с турками. Во время беседы в ответ на наши расспросы одна молодая женщина стала удивляться, что кто-то еще интересуется их “турецким языком и турецкими обычаями”. Турецкая идентичность хемшилов имеет под собой несколько мотиваций. Главная - это религиозная близость обоих народов, сложившаяся исторически. На мои расспросы о том, кто такие хемшилы, информанты-турки чаще всего отвечали, что это - турки, но помимо турецкого, у них есть свой собственный язык, по их мнению, “как курдский”, который, скорее всего, они либо переняли у соседей, либо действительно это их первоначальный язык.
Краснодарский край - единственное место, где хемшилы непосредственно контактируют с амшенскими армянами. До переселения сюда, большинство из них вряд ли представляло себе языковую и историческую связь, которая объединяет обе группы. Правда, еще в начале
1980-х гг. группа хемшильских лидеров во главе с Топрак Турсуном встречалась с известным амшеноармянским краеведом, ныне покойным Б.Торлакяном, и при его поддержке посетила Армению. Но есть и другие факты: несколько образованных молодых людей из числа хемшилов Киргизии предпринимали попытку создания особого алфавита для хемшильского “языка”, не подозревая, что это лишь диалектная форма армянского. Попав в Краснодарский край, хемшилы обнаружили, что их родной язык является общим и для их новых соседей - армян. Процессы национального возрождения этнических меньшинств России в 1980-90-е гг. привели к тому, что и среди амшенских армян актуальным стало внимание к собственной истории, изучение армянского литературного языка, фольклорное движение.
Очень скоро их интеллектуальная элита открыла для себя в общей массе “непрошеных гостей” турок - потомков, условно говоря, тех самых армянских воинов нахарара Амама Аматуни, насильственно обращенных в ислам. Активисты амшеноармянских общин несколько раз предпринимали попытки устроить нечто типа дискуссии или круглого стола с расширенным представительством хемшилов. Основная идея подобных акций - “просветить” хемшилов, убедив их в том, что их предки были амшенскими армянами и что благом для них сегодня был бы постепенный отказ от ислама. Хемшилы же на подобные “разговоры по душам” откликаются крайне неохотно. Мне приходилось слышать, как один информант средних лет соглашался с тем, что когда-то очень давно хемшилы все же “были армянами”, но теперь “мы - турки”. Другая молодая образованная девушка даже пыталась вывести названия разных хемшильских групп от соответствующих армянских. По сведениям одного информанта, в Турции в районе Хопы среди “либерально” настроенных хемшилов нередко встречаются те, кто догадывается о своем армянском происхождении.