Армения, список экспортных товаров которой легко уместить крупным шрифтом на восьмушке машинописного листа, получила удар под дых от Канады. Кленовый лист подхватил звездно-полосатую инициативу по ликвидации армянских минеральных вод на своем рынке, запретив к реализации «Арзни», а заодно и более известный «Джермук», забракованный несколькими днями ранее Агентством питания и медицинских препаратов США. Официальная версия введенного заокеанскими коллегами Геннадия Онищенко эмбарго – содержание в минералках мышьяка и аммиака.
Ереван – в недоумении. До сих пор проблем с экспортом «Джермука» и «Арзни», продающимся под названием Ark Land, не было. По расплывчатому объяснению санитарных врачей, норма упомянутых веществ в армянских водах превысила допустимый уровень. Советник председателя компании «Джермук-Групп» Эльдар Газарян на страницах ереванской газеты «168 часов» высказал подозрения в том, что забракованные воды могут иметь контрафактное происхождение. «Мы осведомлены о требованиях агентства с 2000 года, когда проходили у них регистрацию, без которой никакие легальные экспортные операции неосуществимы, и заключали договор о поставках. На нашем производстве – контроль очень жесткий», – заявил Газарян. По его словам, заявление и действия агентства нанесли серьезный удар по компании, армянская сторона ждет объяснений со стороны североамериканских партнеров и, вероятно, возмещения ущерба. Причем речь на данном этапе пока не идет о материальном ущербе. Объемы поставок не столь значительны, чтобы существенно отразиться на делах компании, но речь об ударе по репутации – неизвестно, как себя поведут другие импортеры. Например, Гонконг уже внес их в список запрещенных, хотя на его рынках «Джермук» и «Арзни» не фигурировали.
Ситуация, сложившаяся в США и Канаде с армянскими водами, напоминает ту, в которой в России оказались их грузинские аналоги. Запрет на «Боржоми» и «Набеглави» Москва ввела также по причине несоответствия стандартам. Но эмбарго совпало с межгосударственным кризисом. Отношения Армении с Америкой и ориентирующейся на нее Канадой кризисными не назвать. Однако Вашингтон раздражен рядом обстоятельств.
Во-первых, обращения президента Джорджа Буша, госсекретаря Кондолизы Райс и министра обороны Роберта Гейтса в Сенат США не принимать законопроект о геноциде армян в Османской империи остаются без должного внимания мощного армянского лобби. Его не впечатлило даже пояснение заместителя госсекретаря Дэниэла Фрида, живописно обрисовавшего в Конгрессе, какими последствиями для США обернется принятие законопроекта. «Турция может закрыть военную базу «Инджирлик», контрольно-пропускной пункт «Хабур» на границе с Ираком, ограничить использование военными самолетами США своего воздушного пространства», – заявил Фрид и подчеркнул, что 74% грузоперевозок сил коалиции осуществляется через «Инджирлик», а через «Хабур» – 25% обеспечения топливом. Но эти выкладки настроения сенаторов пока не изменили.
Во-вторых, на днях Ереван позволил себе критику в адрес США. В докладе Госдепа по правам человека в отношении Нагорного Карабаха и приграничных территорий фигурирует формулировка «оккупированные территории», что, по мнению армянской стороны, является «неприемлемой ошибкой, которую необходимо исправить».
В-третьих, Вашингтон не может не раздражать неуступчивость Еревана в урегулировании карабахской проблемы, вследствие чего в регионе сохраняется угроза энергетическим планам Каспия.
В-четвертых, Америку не может не озадачивать нарастающее сотрудничество Еревана с Тегераном – сегодня при участии президентов Роберта Кочаряна и Мах»»»» Ахмадинежада состоится помпезная церемония запуска газопровода Иран–Армения.
В-пятых, Вашингтону надоела комплементарная внешняя политика Еревана, а с учетом обостряющихся противоречий с Москвой и общей сложности на Южном Кавказе он хотел бы иметь дело с более внятным армянским вектором. Особенно по части его интеграционных устремлений.
Итак, закрытие американского и канадского рынков для армянских минералок может оказаться предупредительным щелчком. Но таким, чтобы даже далекий от хоккея Ереван смог бы представить себе последствия силового приема под названием «впечатывание в борт», если выяснится, что нынешнего предупреждения недостаточно.
http://www.ng.ru/cis/2007-03-19/7_erevan.html
И смех и грех.