Август 1984 г.
В Анкаре Джим встретился с доктором Гулеком - служащим в администрации Ататурка, который был очень влиятельным человеком. Рон сопровождал Джима в этой встрече и она для него оказалась очень полезной. Здесь Рон встретил людей, сыгравших впоследствии важную роль в его работе - Орхана Бейзера и Майн Анлер.
Они осуществляли связь Рона с турецким правительством. Благодаря ходатайству Джима усилия Рона стали приносить реальные плоды.
Первые сканирования металлоискателями
Они провели ночь в доме Гулеков и на следующий день поехали в город Догубиязит. Рон взял Джима и несколько членов его группы на месторасположение объекта-судна. Он начал использовать металлоискатели, так как Орхан добился разрешения на это. В присутствии Джима Рон и другие члены группы использовали два металлоискателя для сканирования сбоку и сверху по всей длине объекта. Анализ результатов показал чёткую металлическую сетку в пределах объекта. По бокам присутствие металла обнаруживалось через каждые 9 футов (~2,74м). Эти результаты полностью исключали природное происхождение металлической сетки в пределах объекта. В своём интервью Джим заявил: "Да, мы получили некоторые реальные положительные замеры. Так как мы двигались вверх, вниз и в продольном направлении по объекту и в каждом интервале появлялись реальные сигналы положительных замеров, то можно предположить, что этот объект имеет искусственное происхождение".
Джим не верил, что это ковчег, но он убедился в том, что это было "нечто". Он был нацелен на поиски ковчега на горе Арарат, но и Джим и Рон были согласны с тем, что результаты этого сканирования были поразительными. Однако предположение о том, что этот объект действительно был ковчегом, многие члены экспедиции не приняли бы, пока не убедились бы, что на горе Арарат его нет. Не было никакого соревнования между Роном и Джимом, хотя некоторым хотелось бы представить это именно так.
Ещё одна группа проявляет интерес
После того как Рон и Джим обследовали местонахождение объекта и сделали первое сканирование металлоискателем, эта информация распространилась среди других "охотников за ковчегом". Одна группа археологов выразила желание посетить объект. Эту группу возглавлял Мэрв Стеффинс, в неё также входили Бьюлант Эталей и пилот вертолёта МакКуллум. Рон повёз их после завтрака, и они были до смерти взволнованы, когда увидели результаты сканирования металлоискателями. У Рона, казалось, появились союзники, но всё обернулось совсем иначе.
До этого уже произошёл один неприятный инцидент. Один известный "охотник за ковчегом" с внушительными титулами с большим интересом слушал в холле гостиницы информацию о найденном объекте. Рон рассказал собравшимся, что своему успеху он обязан оборудованию фирмы "Уайтс Электроникс" и предложил его использовать другим. Это, возможно, было наивно, но тем не менее он так и сказал. В этот момент известный "охотник" поднялся и очень громким голосом сказал Рону: "Вы не имеете права использовать металлоискатели в Турции без разрешения властей". Очевидно, что это было сделано с той целью, чтобы местные власти конфисковали металлоискатели у Рона. Хотя об этом неприятно упоминать, но Рон сделал следующее: он схватил этого человека и недвусмысленно посоветовал ему держать рот закрытым, если он не хочет получить по зубам. Этот человек ответил только: "Вы сошли с ума". На что Рон сказал: "Я не настолько сумасшедший, чтобы позволить Вам сделать то, что вы задумали". Они оба знали, что несмотря на полученное Роном разрешение из Анкары, местные власти могли конфисковать оборудование, а к тому времени, когда Рон решит этот вопрос, будет слишком поздно. Это была неприятная история. В то же время каких-либо других неприятностей от этого человека не было, но он обнародовал вышеупомянутый разговор и сделал всё, чтобы дискредитировать исследования Рона.
Было взято большое количество образцов
Рон отбирал многочисленные образцы материала с объекта. Он не собирался подвергать опасности свои исследования, поэтому Орхан Бейзер получил соответствующее разрешение на это. Мэрв Стеффинс проводил те же исследования, но только без разрешения.
Рон и Орхан решили произвести исследования в области выше объекта-судна.
Ковчег первоначально причалил выше
Продолжая путь по склону горы вверх, Рон и Орхан обнаружили место, где находились останки очень древней каменной постройки. Рядом с ней был участок земли размером 120*40 футов (36.5м*12м), который был окаймлён чем-то похожим на окаменевшую древесину. Также на этом участке было большое количество странных камней. Они были очень тяжёлые, в некоторых местах с зеленоватым оттенком, поэтому Рон предположил, что это было что-то вроде металлической руды. У него были некоторые предположения относительно окаменевшей древесины и странных камней. Но эти предположения мог подтвердить только лабораторный анализ.
Объект-судно находится как бы в потоке грунта, который содержит остатки вулканических пород. Рон полагал, что этот поток грунта первоначально был потоком лавы, и с течением времени лава превратилась в грунт. Объект напоминает судно, которое потерпело кораблекрушение, натолкнувшись на большой известняковый выступ, расколовший судно с западного борта до самой середины.
Это выглядело так, как будто судно двигалось боком вниз по склону горы в потоке лавы, которая впоследствии накрыла судно. Лава прижала его к известняковому выступу подобно автомобилю, который "обнимает" столб при столкновении. Рон предполагал, что находящийся выше 120х40-футовый участок был фактически днищем судна, которое опускалось в мягкий ил по мере того, как вода спадала. Когда земля высохла, нижняя часть ковчега вросла в землю, и поскольку его потащило вниз по склону горы, его разорвало на две части. Странные камни, которые Рон нашёл на участке, находились в самом нижнем отделении судна, в оторванной части. Он предполагал, что это был материал балласта. Когда судно разорвало на две части, большое количество балласта высыпалось наружу, часть его осталась в неповреждённой части судна, а часть в повреждённой.
Таким образом, ковчег первоначально приземлился на этом более высоком месте и когда вода сходила, его корпус врос в мягкий от воды грунт. Позднее, как теоретически предположил Рон, находящийся южнее (на границе с Ираном) вулкан начал своё извержение. Он извергал массивное количество лавы, которая достигла ковчега, а затем оторвала его корпус от вросшей части и понесла в потоке лавы вниз по склону горы. Когда ковчег ударился о большой участок выступающей на поверхность известняковой породы, его мидель (средняя, самая широкая часть корабля) рассёкся. Лава прорвалась сквозь трещину и ковчег начал тонуть. Вскоре он был полностью охвачен ею. Эта теория впоследствии подтвердилась, когда сканирования подповерхностным радаром показали пустоту по всей длине корпуса.