Rep Power: 45
|
СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ВОДОРОДНОЙ БОМБЫ
Следующим важным этапом в истории КБ-11 стало создание первой водородной бомбы.
В декабре 1945 года в лаборатории №2 был подготовлен отчёт «Использование ядерной энергии лёгких элементов», ставший первым шагом на пути создания термоядерного оружия.
В 1948 году на КБ-11 правительством было возложено проведение теоретических и экспериментальных исследований, подтверждающих возможность создания водородной бомбы, получившей обозначение РДС-6. Этим занялась группа Я.Б. Зельдовича. Одновременно такое же задание получил Физический институт АН СССР, где была организована специальная группа под руководством И.Е. Тамма. Этой группе, куда вошёл недавно защитивший диссертацию двадцатисемилетний А.Д. Сахаров, была поручена проверка сделанных группой Я.Б. Зельдовича расчётов по проблеме детонации дейтерия в цилиндрическом сосуде (трубе).
Анализируя эти расчёты, А.Д. Сахаров уже в 1948 году высказал основополагающие идеи о конструкции водородной бомбы, состоящей из атомного заряда, окружённого чередующимися слоями лёгких и тяжёлых активных материалов, Эту конструкцию назвали «слойкой». С этого момента работа над водородной бомбой велась по двум направлениям – «трубе» (РДС-6т) и «слойке» (РДС-6с).
После испытания первой атомной бомбы РДС-1 работы над конструкцией водородной бомбы по типу «слойка» стали приобретать конкретные очертания. Общее руководство осуществлял И.В. Курчатов, научным руководителем работ и главным конструктором был Ю.Б. Харитон.
Успех стал результатом напряжённого труда всего коллектива КБ-11. Работали столько, сколько нужно, не считаясь со временем, в атмосфере общего творческого подъёма.
12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне успешно прошли испытания заряда первой в мире транспортабельной водородной бомбы. В её конструкции были реализованы основополагающие идеи А.Д. Сахарова, за что его называют «отцом водородной бомбы».
После испытания термоядерной бомбы перед КБ-11 была поставлена новая задача – в габаритах РДС-6 создать заряд мегатонной мощности. Такой заряд был нужен для оснащения новых носителей ядерного оружия – ракет. Это была сложная задача. Схема «слойки» не позволяла в габаритах РДС-6 достичь необходимой мощности. Надо было искать новые пути.
Учитывая возросшие требования к энерговыделению, в КБ-11 форсируется разработка заряда на новом принципе. Этому изделию, в основе которого лежала новая схема, дали наименование РДС-37.
22 ноября 1955 года на полигоне «Новая Земля» с бомбардировщика ТУ-16 была сброшена бомба огромной разрушительной силы. Взрыв произошёл на высоте 1550 метров. Исключительно большая мощность взрыва, значительные размеры светящейся области позволили издалека отчётливо наблюдать весь процесс.
Специалисты КБ-11 вели разработки по широкому спектру зарядов и боевых частей — для авиабомб, крылатых ракет, торпед, ракет малой и средней дальности. Но главным направлением стала работа по созданию зарядов и боевых частей для межконтинентальных баллистических ракет.
Шло бурное развитие ракетной техники, которая ориентировалась на оснащение ядерными боеголовками. Это определяло более жесткие условия для проектирования зарядов и автоматики к ним. Стояла задача разрабатывать заряды меньших габаритов и меньшего веса при увеличении их мощности.
В целях скорейшего развития новых работ в КБ-11 в 1959 году были проведены структурные изменения. Было выделено два тематических направления. Главным конструктором КБ-1 — по разработке ядерных зарядов — был назначен Е.А.Негин. Главным конструктором КБ-2 — по разработке спецбоеприпасов — был назначен С.Г.Кочарянц.
С 1 января 1967 года было введено новое наименование «объекта» — Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики. В 1992 году институт был переименован в Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ).
В 1954 году был создан Московский филиал №1 КБ-11. Позже он был переименован в КБ-25, а ныне это Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики. Возглавил новое предприятие Н.Л. Духов, который прежде был заместителем главного конструктора КБ-11.
В 1955-м году на Урале, в живописном месте на берегу большого озера возник НИИ-1011, ныне ЦНИИТФ.
Это был младший брат Арзамаса-16. На «новый объект» был откомандирован большой коллектив ведущих специалистов КБ-11 во главе с К.И. Щепкиным, который стал научным руководителем нового ядерного центра.
Если Саровский монастырь в свое время называли «академией монашества», потому что из него вышли настоятели многих монастырей России, то РФЯЦ-ВНИИЭФ с полным правом можно назвать «кузницей кадров» Министерства среднего машиностроения.
Совершенно секретный объект, созданный для реализации атомного проекта, преобразовался со временем в крупнейший в стране многоцелевой научно-исследовательский центр. В его многотысячном коллективе трудятся более 70 докторов и 500 кандидатов наук, 250 лауреатов Ленинской и Государственной премий.
Институт располагает мощной расчетно-экспериментальной базой, имеющей в своем составе уникальные исследовательские установки, диагностические комплексы, системы сбора, обработки и передачи информации. Высокий уровень проводимых в Институте разработок обусловлен, в первую очередь, теоретическими и расчетными исследованиями в различных областях фундаментальной науки, таких как ядерная физика, газодинамика, теория переноса излучений и вещества, кинетика ядерных и термоядерных реакций, физика высоких плотностей энергии и многих других.
Конструкторские и технологические подразделения института способны разрабатывать самые сложные и нетрадиционные конструкции, приборы, системы автоматики, новые материалы и технологические процессы. Испытательный комплекс Института обеспечивает всестороннее изучение всех характеристик и свойств разнообразных конструкций, а также их устойчивость к самым различным воздействиям при эксплуатации боевом применении.
За пять десятилетий ВНИИЭФ создал эффективную систему отработки и проверки ядерных зарядов и боеприпасов, которая позволяет проектировать боеприпасы главным образом расчетными методами с использованием эксперимента для проверки принятых решений.
Опыт создания ядерных боеприпасов, наработанные технические решения, технологии, новые материалы позволили решить ряд принципиальных задач в области «обычного» оружия. Интеллектуальный потенциал, создавший ядерный щит России, сегодня используется для разработки современных неядерных вооружений.
ВНИИЭФ успешно разработал и передал на вооружение кумулятивные заряды, имеющие максимальное на сегодняшний день бронепробитие. Снарядоформирующие заряды, отработанные во ВНИИЭФ, имеют лучшие для отечественных боеприпасов показатели бронебития.
Специалисты ВНИИЭФ создают не только зарядную часть, но и автоматику, приборы, взрыватели, обеспечивающие оптимальный подрыв изделия. Это позволяет значительно повысить эффективность неядерного оружия при снижении его массы и габаритов.
Одна из важных задач ВНИИЭФ — создание вооружений на новых физических принципах. Большую роль здесь играют исследования и разработки в области лазеров, ускорителей, источников СВЧ-излучения.
Коллектив ВНИИЭФ готов на современном уровне решать задачи, встающие на перспективных наукоёмких направлениях.
|
|
__________________
Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
Г. Нждеh
Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.
|