Rep Power: 46
|
Новая осетинская стратегия Саакашвили
Попытка Грузии начать говорить с позиций компромисса и межнационального примирения привела к очередному всплеску напряженности в Южной Осетии.
Формально все началось в минувшую пятницу, когда произошло два параллельных и прямо друг с другом связанных события. Первое — выступление в парламенте Грузии ставленника Тбилиси, руководителя альтернативного правительства Южной Осетии Дмитрия Санакоева. Второе — блокада, объявленная де факто президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты в отношении грузинских сел в зоне конфликта.
То, что это решение связано с активизацией Санакоева, не скрывается: Кокойты заяил, что блокада будет продолжаться до тех пор, пока из грузинских сел не будут изгнаны «самозванцы и бандиты».
Однако в реальности, гнев Кокойты по поводу выступления своего противника перед парламентом Грузии — лишь эпизод в событиях последних месяцев. Суть дела в том, что у Тбилиси наконец появилась осознанная и последовательная политика в отношении Южной Осетии.
В период правления Эдуарда Шеварднадзе главной чертой политики в отношении Южной Осетии было полное ее отсутствие — процессы были пущены на самотек. Это привело к смыканию грузинских и осетинских криминальных кругов, к почти открытому потоку контрабанды из Цхинвали во внутренние регионы Грузии.
Справедливости ради, надо отметить, что в тот период ситуация в зоне конфликта действительно была значительно более спокойной чем сейчас, но это было спокойствие основанное не на внятной, рассчитанной долгосрочную перспективу политике, а на сиюминутных действиях.
С приходом к власти команды Михаила Саакашвили это шаткое и полукриминальное развновесие было нарушено. Пускать что-либо на самотек не в правилах молодого грузинского президента, и уж тем более в вопросах, касающихся территориальной целостности.
Однако даже в ситуации «размороженного» конфликта, власти Грузии не имели целостной и последовательной политики в отношении Южной Осетии. Разговоры о мирном урегулировании сменялись военной риторикой, летом 2004 г. была даже маленькая локальная война, которую к счастью удалось пресечь в самом ее начале.
Появление на авансцене Дмитрия Санакоева ознаменовало начало четко обозначенной линии правительства Грузии. Суть ее заключается в попытке переманить осетин на сторону Тбилиси. Минимальные предпосылки к этому имеются: осетины и грузины на сегодняшний день, худо-бедно друг с другом контактируют, так как живут по соседству.
В этом отличие Южной Осетии от Абхазии, где большинство населения вообще не имеет никаких контактов с грузинами и представляет их воплощением зла. Осетины по сей день имеют общие дела с соседями-грузинами, да и память о войне 1991 г. уже уходит в прошлое.
Поэтому грузинские власти сделали ставку на Дмитрия Санакоева. Вполне разумным было решение вывести в качестве альтернативы сепаратистскому правительству именно осетина. Таким образом, грузинские власти продемонстрировали, что не намерены лишать автономии население зоны конфликта, и что осетинами будет управлять осетин.
Политика грузинской власти на сегодняшний день вполне понятна и прозрачна – в грузинские населенные пункты, находящиеся под контролем правительства Санакоева, вкладываются большие по местным меркам деньги, строятся дороги, школы, торговые и развлекательные центры, обновляются коммуникации, возобновляется автобусное движение.
Ведущие грузинские бизнесмены заявляют о намерении строить на территории Южной Осетии филиалы своих предприятий. Смысл такой политики вполне понятен — осетин надо заинтересовать, создать Санакоеву и его правительству привлекательность в глазах осетин.
Задача эта довольно сложная: несмотря на то, что отношения между осетинами и грузинами не зашли так глубоко в тупик, как между грузинами и абхазами, дружественными их в любом случае не назовешь. О доверии и дружбе между двумя народами пока нет и речи — люди друг друга терпят, и в случае необходимости имеют друг с другом дело — что никак не свидетельствует о том, что они в ближайшее время согласятся жить в одном государстве.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетом тот самый экономический фактор, на который пытается ставить правительство страны. В настоящий момент Грузия вряд ли сможет показать себя более привлекательной, чем Россия, с ее необъятными финансовыми ресурсами.
Тбилиси может показать осетинам более высокую степень демократии, меньший масштаб коррупции и более прозрачные правила игры. Однако на данном этапе для осетин это не аргумент.
Демократия и правила игры — слишком абстрактные понятия, чтобы ими можно было бы привлечь кого-либо на Кавказе в единое, пусть и федеративное государство.
Грузинская сторона пытается показать себя защитником национальной идентичности осетинского народа. Не случайно Санакоев выступал перед грузинскими депутатами на осетинском языке. Это была своеобразная демонстрация: смотрите и сравнивайте. Не секрет, что все госструктуры в соседней Северной Осетии работают на русском языке, а представить себе выступление президента Северной Осетии в российской Госдуме на осетинском языке невозможно.
Однако пока эта активная борьба за симпатии осетинского избирателя не приносит результатов, и не факт, что принесет в обозримой перспективе. Однако реальное двоевластие всегда имеет свои результаты, особенно в условиях, когда зачастую грузинские и осетинские села друг от друга отделяют несколько сот метров.
На сегодняшний день в Грузии мало кто располагает реальной информацией о настроениях среди осетин, и поэтому трудно сказать, чем объясняются резкие и неадекватные действия Кокойты, которые взывали недовольство даже у Москвы. То ли это вполне понятное желание устранить двоевластие вне зависимости от того, несет оно угрозу или нет, то ли Кокойты действительно почувствовал дыхание конкуренции.
В любом случае, политика грузинского правительства в Южной Осетии рассчитана исключительно на долгосрочную перспективу, и в ближайшее время конкретных результатов от нее ждать не приходится.
Конкретный результат может быть один и очень важный — судя по всему, Грузия отказывается от возможного вооруженного пути урегулирования конфликта.
Достаточно даже самого небольшого вооруженного конфликта, и все усилия, связанные с популяризацией идей Санакоева окажутся бесполезными.
Автор - журналист агентства Georgian business consulting
Источник : http://www.hayinfo.ru
|
|
__________________
Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
Г. Нждеh
Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.
|