Предыдущий период.
Предыдущий период процесса урегулирования карабахской проблемы – 1999 – 2002 годы, имел гораздо более важное значение для понимания данной проблемы со стороны администраций США и ведущих европейских государств.
Примерно с 1999 года администрация Б.Клинтона попыталась приступить к реализации цели – урегулированию карабахской проблемы - без достаточно четко разработанного плана и представлений о реальных возможностях урегулирования, в надежде на то, что Демократической партии удастся сохранить власть и продолжить свою достаточно идеологизированную внешнюю политику.
Но у администрации Б.Клинтона не было резерва времени и политических ресурсов для придания процессу урегулирования необходимого импульса. Важнейшей и быть может единственной причиной попытки администрации Дж.Буша активизировать процесс урегулирования в 2001 году явилось предстоящее решение по Противоракетной обороне (ПРО) и соответствующие изменение в Договоре между США и Россией.
Наряду с столь решающим рычагом давления на Россию, как расширение состава НАТО в Центральной Европе, предпринималась попытка оказать давление на Россию в Южном стратегическом направлении, то есть из региона Южного Кавказа.
Центральное события данного периода процесса урегулирования – встреча в Ки-Уэсте - продемонстрировало, что карабахская проблема практически не разрешима, не имеет решения в демократическом и внесиловом «поле». Решение данной проблемы путем принуждения сторон конфликта США и их партнеры не воспринимают как возможное и категорически отвергают военный способ разрешения проблемы.
Одновременно, из ведущих европейских государств Великобритания наиболее активна в политических процессах в Грузии и в Южном Кавказе в целом. Россия, оказавшись в данной ситуации в положении «наблюдателя», сумела сделать это свое непредпочтительное положение преимуществом, так как в результате данного процесса США не сумели воспользоваться им как рычагом давления на Россию.
Утратив данную функцию, карабахский переговорный процесс перестал иметь какое-либо значение для США. В период обсуждения карабахской проблемы в 2001 году важную роль сыграли первый заместитель Государственного секретаря Ричард Армитедж и руководитель отдела стратегического планирования ГосДепа Ричард Хаасс, которые являются опытными аналитиками и политическими проектировщиками.
Дальнейшее развитие процесса урегулирования, которое находилось под доминирующим контролем и влиянием США, проектировалось и вдохновлялось событиями 2001 года. В сентябре – октябре 2002 года состоялся продолжительный визит представителя США в Минской группе Рудольфа Перины в Европу, где происходили консультации по «переложению» части ответственности за процесс урегулирования на европейских партнеров.
Осенью 2002 года США приняли решение частично переложить ответственность и инициативы по урегулированию карабахской проблемы на Европейское сообщество, в котором ведущую роль в осуществлении данной задачи играет Великобритания - как государство, имеющее геоэкономические интересы в Южном Кавказе.
Осень 2002 года знаменуется и тем, что США, понимая, тщетность попыток урегулирования карабахской проблемы на основе отживших принципов и подходов в международных отношениях, приступили к реализации намерений по суверенизации Нагорно-Карабахской республики.
|