Британские инициативы.
Ведущие европейские государства – Франция и Германия, несомненно, имеют определенные амбиции в Южном Кавказе. Однако, Франция имеет надежды на значительное влияние только Армении, Германия ставит задачу обеспечения альтернативных коммуникаций с Центральной Азией, которые могли бы успешно заменить российские.
Однако, эти задачи не стали базой для развертывания масштабной актуальной политики. Определенные усилия Франции и Германии локализируются и не находят развития. В целом, интересы Франции и Германии в регионе остаются локальными. Из европейских государств, практически, только Великобритания преследует глобальные цели, связанные с энергетическими проектами.
Нельзя утверждать, что Великобритания располагает в Южном Кавказе операционной системой управления политическими и социальными процессами, но, опираясь на поддержку США, британская политика пытается решить некоторые задачи, которые позволили бы обеспечить необходимый уровень безопасности в регионе, исходя из имеющихся интересов.
Не располагая формальными рычагами влияния на процесс урегулирования карабахской проблемы, так как Великобритания не является сопредседателем Минской группы, она сумела, практически, монополизировать процесс консультирования и политического проектирования. К 2006 году практически все консалтинги, занимающиеся разработкой предложений по урегулированию, являются британскими, расположены на британской территории, тесно интегрированы в правительственные структуры Великобритании.
В Великобритании создан консорциум по карабахской проблеме, который включает организации «Conciliation resources», LINKS – The London information network on conflicts and state-bulding, «International Alert», при некотором участии специалистов из «The International Institute for Strategic Studies» и The Institute of War and Peace. Сотрудники кавказских и евразийских программ данных институций получают определенные средства от правительства Великобритании (примерно 2 млн. фунтов) и активно сотрудничают с министерством иностранных дел (Foreign and Commonwealth Office).
Кавказскую политику Великобритании призван координировать и направлять представитель премьер-министра в Южном Кавказе посол Брайан Фолл. С утверждением данного поста в МИД, видимо, имелись намерения внести в политику Великобритании в регионе Южного Кавказа нечто новое, новые инициативы, новые подходы, и задачи в новых изменяющихся условиях.
Но, несмотря на попытки диверсифицировать разработку предложений и проектов по Южному Кавказу, использовать при этом различные консалтинги, принятие решений осуществляется в обычном порядке иерархии внешнеполитического ведомства.
Кавказскими проблемами, в том числе, региональной конфликтной тематикой, в Великобритании занят достаточно большой круг исследовательских учреждений, большинство из которых являются ведущими институтами и центрами страны:
King s College London - War Sfudies Department of War Studies
St. Anne s college, Oxford - International Relation
International Organizations, the Soviet Union – Russia in International Relations Oxford
The International Institute for Strategic Stadies - Russian and Eurasia program
Conciliation resources - Caucasus Program
The London School of Economics and Political Science - The international relations of the former soviet union - Department of international relations
The Royal Institute of International Affairs - Chatham House - Russia and Eurasia Program
Royal Military Academy Sandhurst – Camberly Surrey Conflict Studies Research Centre – Directorate General Development and Doctrine
The International Policy Institute – School of Social Science and Public Policy - King s College
The International Policy Institute - Caucasus Institute – School of Social Science and Public Policy - King s College London
Control Risks Group – CRG - Former Soviet Union
LINKS – The London information network on conflicts and state-building
Group Political Adviser BP - BP plc
The Foreign Policy Centre – Democracy and Conflict
The International Alert – Eurasia Programmer Manager