Rep Power: 45
|
Основные мотивы и задачи британской политики в Южном Кавказе.
Великобритания осуществляет политику в регионах Южного Кавказа, в Каспийском море и в Центральной Азии, исходя из определенной доктрины, в которой данные регионы рассматриваются как зона приоритетных британских интересов. К данной категории регионов относится также Россия.
Данная доктрина, прежде всего, предполагает геоэкономические интересы Великобритании, хотя предполагает также, проведение активной политики, которая непосредственно не связана с ближними и даже среднесрочными экономическими задачами.
Великобритания в своей политике в данных регионах солидаризируется с определенными задачами США, НАТО и Европейского Союза. Великобритания максимально сотрудничает с США и НАТО, а также с Европейским Союзом по различным проблемам данных регионов, но в реальности это не всегда означает достаточное согласие Великобритании с идеями и инициативами США и ведущих европейских государств.
Великобритания без труда могла бы занять место сопредседателя Минской группы по карабахской проблеме, но предпочитает участвовать в процессе урегулирования дистанцированно, не обращая большого внимания на ее инициативы. Например, посольство Великобритании в Грузии осуществляет гораздо более активную работу, чем ее посольства в Армении и даже в Азербайджане, где имеются очень серьезные британские экономические интересы.
Британская политика в Грузии связана с задачами Западного сообщества по одновременному ограничению присутствия России в регионе и сотрудничеству с ней, по решению проблем безопасности энергетических коммуникаций, по осуществлению политических планов Европейского Союза, по решению задач в части интеграции Грузии в НАТО.
Вместе с тем, Великобритания пытается максимально дистанцировать свои экономические и политические задачи, не допуская обвинений в том, что ее политика и предпочтения вполне обусловлены нефтяными проектами. Это является «золотым правилом» британской политики, хотя полностью обеспечить реализацию данного принципа явно не удается.
Характерно, что, несмотря на крайне прагматические принципы организации международных отношений и задач внешней политики, британский истеблишмент отличается некоторыми иррациональными взглядами на проблемы некоторых регионов, которые Великобритания рассматривает как зоны своего традиционного влияния. Безусловно, к числу данных регионов относятся Южный Кавказ, также Центральная Азия, которые Великобритания в прошлые эпохи не смогла поставить под контроль.
Несмотря на различия в уровне внешнеполитических амбиций, военных и экономических возможностей, различия во взглядах на многие проблемы международной политики, позиции, цели и задачи США и Великобритании в регионе Южного Кавказа во многом совпадают. Если в отношении, например Ирана, позиции и подходы США и Великобритании во многом различаются, то в отношении проблем Южного Кавказа, политика США и Великобритании, практически, представляет собой единство действий, инициатив и затрат.
Данная политика включает следующие задачи: вытеснение позиций России, недопущение чрезмерного усиления влияния Турции и Ирана; недопущение доминирования в регионе и отдельных странах региона ведущих государств континентальной Европы – Франции и Германии; сдерживание влияния исламских политических организаций; интеграция государств региона в НАТО и в Европейский Союз; ослабление роли и полное исключение из политики и системы безопасности региона ОДКБ – Организации Договора Коллективной Безопасности; развитие в странах региона гражданского общества, демократии, парламентаризма, фундаментальных свобод и т.д.
Вместе с тем, генеральной, доминантной задачей США и Великобритании в Южном Кавказе, а вернее в Кавказско-Каспийском регионе является добыча и транспортировка нефти, а также природного газа. При этом, приоритетами являются стабильность и безопасность.
Энерго-коммуникационная система, которая создается как приоритетная геополитическая и геоэкономическая задача, является важнейшим политическим инструментарием, призванным функционировать достаточно длительное время, оказывая влияние как на решение региональных и межрегиональных задач, так и на универсальную глобальную энергополитику. Данная энерго-коммуникационная система связана с достаточно большими затратами финансовых и политических ресурсов.
Данные затраты столь велики на фоне сложившейся в Южном Кавказе экономической и социальной ситуации, что данные проекты вполне способны «погашать» очень многие региональные политические и иные проблемы, и позволяют если не игнорировать, то во многом рассматривать данные проблемы как вторичные, подчиненные или «терпящие» свое состояние и «ожидающие» своих решений.
Нефтяная компания «Бритиш Петролеум» («Би-Пи»), наряду с другими британскими нефтяными компаниями – «Шелл» и «Монумент», является важнейшей для внешней политики Великобритании операционной геоэкономической системой, позволяющей проектировать и решать многие внешнеполитические проблемы.
Несмотря на объединение с американской компаний «АМОКО» и принятие в качестве расчетной валюты доллара, «Би-Пи», по прежнему, остается важным внешнеполитическим инструментарием Великобритании. Успешной деятельности «Би-Пи», во многом, подчинены внешнеполитические усилия Великобритании.
Между компанией «Би-Пи» и британским правительством сложились тесные, интерактивные отношения разнопланового сотрудничества, по различным проблемам и задачам. Данные отношения предполагают маневренность, взаимодополняемость и оперативность в принятии решений и осуществление задач в рамках неких правил.
К этим правилам относится и то, что в одних регионах и странах более удобным являются самостоятельные действия «Би-Пи», которые допускают различные жесткие мероприятия и инициативы, включая применение военной силы и радикальных политических шагов. Эти сюжеты, связанные с деятельностью «Би-Пи» хорошо известны.
В других регионах и странах, которые более интегрированы в Европейское сообщество и тесно связаны с европейской или американской политикой, более приемлемым является деятельность не «Би-Пи», а непосредственно правительства и различных официальных служб Великобритании.
Южный Кавказ достаточно тесно интегрирован в Европейское сообщество, участвует в различных программах НАТО и Европейского Союза, имеет тесные отношениями со многими европейскими государствами, имееют определенные намерения по вступлению в НАТО и Евросоюз. Кроме того, усиливаются экономические и культурные связи государств Южного Кавказа с Европой. США, также, намерены осуществить в Южном Кавказе ряд серьезных намерений по демократизации и развитию экономики.
Применение в государствах Южного Кавказа традиционных для «Би-Пи» методов по решению политических вопросов, видимо, представляется невозможным и неприемлемым. В связи с данным положением дел, задачи, от решения которых зависит успешная деятельность «Би-Пи» и энергетической системы в целом, практически полностью возлагаются на правительство Великобритании.
С данными правилами сотрудничества «Би-Пи» и правительства связано также лоббирование интересов Азербайджана. Политики и лидеры партий, влиятельные работники общественного сектора и СМИ Азербайджана имеют встречи с ответственными сотрудниками «Би-Пи», в результате которых, как правило, выясняются вопросы нефтяного бизнеса, распределения доходов от добычи и распределения нефти, вопросы экологии.
По существу, «Би-Пи» не осуществляет системных отношений с правительством Азербайджана по политическим вопросам, которые отнесены к сфере межгосударственных отношений. Кроме того, «Би-Пи» старается не развивать отношения с оппозиционными партиями Азербайджана, так, как эта прежняя практика была использована некоторыми деятелями данных партий не совсем верно и честно.
Руководители «Би-Пи» не могут не понимать, что карабахская проблема не имеет политического решения в нынешних условиях. В администрации «Би-Пи» утвердилось мнение, что попытки урегулировать карабахский и другие конфликты в Южном Кавказе могут обернуться военными столкновениями и обойтись слишком дорого и государствам региона, и заинтересованным государствам.
Данные попытки показали, что урегулирование как политический процесс очень опасно. Для глобального бизнеса нынешнее положение в Южном Кавказе вполне приемлемо.
|