Геворк Башинджагян
Жизнь и деятельность выдающегося армянского художника
Геворка Башинджагяна, основоположника реалистического пейзажа в
армянской живописи, развивались на рубеже
двух эпох: начав свой творческий путь еще в 80-е годы прошлого века, он завершает его уже в советское время. В его творческой судьбе отразились и связь двух времен, и их различия. Период рубежа XIX и XX веков, на который приходится начало и расцвет творчества художника, оставил особый след в истории армянской культуры. Эпоха, исторически переходная, несла в себе задатки будущего, знаменовала возможность национального возрождения, укрепления духовного самосознания нации, пробуждения созидательных сил в надежде на коренные социальные преобразования. Именно в эти годы в армянскую культуру вступает новое творческое поколение. Наследуя социально-прогрессивные, демократические, патриотические идеи своих предшественников, поколение 1890-х — 1900-х годов— «поколение рубежа» — выводит национальную художественную культуру на уровень искусства нового времени. Эти годы, многое сопрягая, открывали новые направления общественной мысли и творчества. По-прежнему были устойчивы просветительские традиции Хачатура Абовяна и Микаэла Налбандяна, еще главенствовал авторитет романтизма, но уже критический реализм очерчивал более емкую и объективную картину действительности. Под пером крупнейших поэтов этого времени Ованеса Туманяна и Аветика Исаакяна современная армянская эпическая поэзия и философская лирика достигают своей полноты.
Однако если в этот период охват жизни народа и общества становится в армянской культуре многосторонним и многоаспектным, то происходит это не в последнюю очередь благодаря искусству. В отличие от первой половины XIX века конец его харак¬еризуется развитием всех областей культурной и художественной деятельности. Искусство во всех его видах — не только пластических, но и музыки, национальной драмы, театра — становится вровень с поэзией и прозой, вырастает в их равнозначного партнера. Искусство чутко улавливало и сообщало свои особые контуры жизненным темам, психологическим конфликтам, нравственным и мировоззренческим проблемам, волновавшим общество; оно откликалось и на возраставший интерес демократических кругов к историческому прошлому своего народа, к его социальным идеалам. В армянской живописи к концу XIX века ощущалась также потребность обновления, расширения диапазона жанров, выхода в новые, до тех пор не освоенные сферы изобразительности; назревала необходимость соприкосновения с опытом русской и европейской живописных школ. Одаренные юноши, нередко из народной среды, уезжали учиться в высшие художественные учебные заведения Петербурга, Москвы, Парижа, Мюнхена — надо ли говорить, что путь их большей частью был тернист.
Но именно это поколение художников развило в
армянской живописи новые направления и жанры —
современного портрета, пейзажа.
С именем
Геворка Башинджагяна связано становление и развитие
пейзажной живописи в
армянском искусстве. Впитывая импульсы, идущие от многих новых явлений жизни, Башинджагян создавал огромную, богатую панораму пейзажей родного края. Так художник участвовал в формировании не только культурного лица армянского народа, но и в какой-то мере духовной атмосферы эпохи. «Наше поколение восторгалось его произведениями, и мы не пропускали выставок его картин», — напишет позже замечательный поэт Армении Аветик Исаакян. В те годы живопись все чаще становилась явлением, вызывавшим широкий и достаточно острый резонанс. Деятельность Башинджагяна — одного из первых профессиональных живописцев на Кавказе на рубеже веков — способствовала повышению гражданского авторитета человека искусства, пониманию общественного предназначения его труда.
Домик Хачатара Абовяна в Канакере
1884