Rep Power: 45
|
Нестабильность внутри Турции "заражает" весь регион
Турция - новая головная боль США.
Наш регион изо дня в день преподносит сюрпризы. И данное утверждение относится практически ко всем участникам большой геополитической игры.
Как передает информационно-аналитический портал "Евразия",недавно генералитет Турции «санкционировал» массовые митинги и демонстрации, направленные на отстранение от власти партии умеренных исламистов во главе с премьер-министром Тайипом Реджепом Эрдоганом.
В свою очередь исламистские лидеры, стремясь, с одной стороны, предотвратить поляризацию общества и, не исключено, раскол страны, а с другой - всё же не упустить бразды правления из своих рук, предприняли два оригинальных шага.
Первый - исламисты сняли своего кандидата на президентских выборах в турецком парламенте. Ситуация критическая, поскольку полномочия предыдущего президента - Ахмета Неджета Сезера истекли ещё 16 мая.
Второй - они тут же предложили важнейшие изменения в Конституцию, по которым выборы президента должны стать отныне не прерогативой лишь депутатского корпуса, а делом всего населения страны. Причем досрочные выборы в парламент и первые всенародные выборы президента Турции должны пройти одновременно.
В парламенте эти изменения получили поддержку большинства, что неудивительно - именно правящей партии и принадлежит это большинство. После чего А. Сезер наложил вето на решение депутатского корпуса, оставив в силе лишь ту часть вердикта парламентариев, в которой признавалась необходимость досрочных парламентских выборов.
Но беда в том, что уже были проведены и повторные голосования по законопроекту исламистов. И вновь предложение о проведении всенародных выборов президента Турции получило поддержку турецких депутатов.
Положение критическое - недавнему президенту, а также военным предстоят трудные дни. Если эта категория турецкой элиты и впрямь заинтересована в западном векторе развития, а также во вступлении в Евросоюз, то она не вправе сейчас прибегать к перевороту и арестам исламистских лидеров.
Тем более что со стороны ЕС уже последовало соответствующее предупреждение, суть которого можно сформулировать так: турецкой армии предложено «оставаться в казармах» и не вмешиваться в политическую жизнь страны, не мешать демократическим процессам в ней.
Вторая часть предупреждения сурова: в случае, если сторонники «светскости» Турции всё же решатся на силовое отстранение от власти исламистов, ЕС прекратит переговоры с Анкарой о вступлении последней в ряды данной евроинтеграционной структуры.
При этом если г-н Сезер и его сторонники в среде военных откажутся принять предложения Т. Эрдогана, то исламисты тут же развернут мощнейшую пропаганду и внутри страны, и на Западе, причём легко смогут доказать, кто же на самом деле демократ - они, исламисты, стремящиеся к проведению всенародного голосования о президенте, или же те, которые не стесняются себя провозглашать, например, проводниками линии США на Ближнем Востоке.
И при этом все прекрасно понимают, что если в крупных городах Турции Сезеру и военным удаётся организовывать даже многомиллионные акции протеста, направленные против исламистов, то вот в провинциях, в особенности сельских, перевес уже на стороне исламистов.
И здесь повышенной популярностью пользуются именно премьер-министр Эрдоган, а также его правая рука - нынешний министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль, который под давлением военных и был вынужден снять свою кандидатуру на выборах президента (в парламенте), хотя вполне благополучно прошёл две стадии голосования.
Конечно, вряд ли кто возьмётся предсказать, чем закончатся внутритурецкие «разборки». Но очевидно, что оба противостоящих лагеря замерли в нерешительности. И лишь очерчивают свою активность.
На данном фоне турецкая элита, дабы притормозить процесс раскола общества на сторонников «светскости» и исламского пути развития, на наш взгляд, приняла решение о начале нового этапа активной внешней политики, основанной на силовых методах воздействия практически на всех географических соседей Турции.
Исключение составляют Азербайджан и Армения. С Азербайджаном официальная Анкара вот уже более 16 лет проводит курс «одна нация - два государства», систематически подчёркивая, что народы Турции и Азербайджана - братья.
С Арменией же турки не хотят связываться ещё с 1992 года, когда в ответ на начало продвижения турецких войск к границам Армении именно с Запада и из России прозвучали «мнения», что в случае, если Турция посмеет вмешаться в конфликт между армянами и азербайджанцами в Закавказье, то вполне может начаться третья мировая война.
Ну а после того, как стало ясно, что из Армении никуда в ближайшее время не уйдут российские пограничники, а также была сформирована российская военная база в Гюмри, шансы турок на продолжение шантажа Армении заметно улетучились.
Затем была создана ОДКБ СНГ, и Армения превратилась внутри данного блока в одного из активных участников и военных союзников России, после чего в Турции поняли, что запугать Ереван военными методами уже вряд ли когда-нибудь удастся.
Остались Сирия, Ирак, Иран и Грузия (Грецию с Кипром не упоминаем - они априори были «запрещены» в качестве мишеней для провокаций, поскольку внутри НАТО Анкару всё же «держат в узде»).
Тут надо вспомнить, что турки подорвали эшелон, шедший из Ирана в Сирию, свалив всю вину на «курдских террористов». Просто осталось непонятным, почему в Анкаре подумали, что поверят этой официальной турецкой версии - вроде бы курды «священный джихад» Сирии или Ирану никогда не объявляли.
Видимо, для дополнительного обоснования заинтересованности курдов в данном теракте, турецкая сторона распространила информацию о том, что в эшелоне под видом промышленных и сельскохозяйственных грузов пытались перевезти из Ирана в Сирию различные вооружения. То есть заодно Анкара попыталась «подыграть» обвинениям США, раздающимся в адрес Дамаска и Тегерана - в частности, о том, что якобы именно Сирия и Иран являются пособниками террористов на Ближнем Востоке.
С Ираком ещё проще.
В очередной раз обвинив руководство Курдской автономии (Северный Ирак) в укрывательстве боевиков Курдской рабочей партии (КРП), генералитет выдвинул к турецко-иракской границе усиленные подразделения своих войск, в том числе тяжёлую бронетехнику.
Все последние недели здесь, а также на участке ирано-турецкой границы, прилегающей к Ираку, идут усиленные передислокации и концентрация турецких войск, в том числе подразделений спецназа. Ну а на днях Анкара объявила о полном закрытии своих границ с Ираком. И уже мало кто сомневается в том, что военное вторжение турок в Северный Ирак неизбежно. Не помогают пока предостережения и увещевания со стороны США и НАТО.
Более того, Турция строго предупредила политическое руководство и командование вооружённых формирований Курдской автономии (знаменитые курдские «пешмерга»), чтобы последние не вмешивались в действия турецких военных и не мешали им преследовать боевиков КРП, а также уничтожать их лагеря и поселения курдских беженцев из Турции на территории Ирака.
Менее понятно было, каким именно образом Турция собирается «досадить» Ирану. Однако хронологическая информация дня 28 мая убедительно доказала, что сейчас Турция, стремясь избежать внутреннего раскола, вполне готова рискнуть и своим будущим как государства.
Согласно сообщениям иранского информагентства IRNA, практически весь тот день в Западном Азербайджане, в 30 км от ирано-турецкой границы, шли ожесточённые бои между иранскими пограничниками, силами безопасности и подразделениями Корпуса стражей исламской революции (КСИР), с одной стороны, и некоей неизвестной группировкой диверсантов-террористов, входящих, как выражались иранские источники, в состав «шпионской сети», которую попытались забросить в глубь территории Ирана.
В ходе боёв иранцы уничтожили 15 террористов (по положению на утро 29 мая), в то время как сами потеряли 7 человек убитыми из числа сотрудников КСИР. Отметим: Иран не сообщал, чью шпионскую сеть его силовые структуры разгромили в 30 км от границы с Турцией.
Ничего не было сказано и о национальном составе группы диверсантов, пытавшейся углубиться вовнутрь иранской территории, но поскольку за ней следили (есть основания считать, что Иран был предупреждён о вторжении - и именно из Турции), то взяли в «кольцо» и после предложений сдаться, отклоненных террористами, приступили к физическому уничтожению.
Так что не надо будет особо удивляться, если через какое-то время Тегеран открыто обвинит Анкару в попытке вмешательства во внутренние дела Ирана и осуществлении политики террора на государственном уровне. Дело в том, что в конце мая некие внерегиональные силы (под которыми вполне угадывались и США, и Турция) вновь попытались дестабилизировать ситуацию в Северном Иране.
Вот почему раздались мнения и в самом Иране, и за его пределами, что, не исключено, Анкара на самом деле готовилась и готовится к вторжению (пусть к кратковременному и локальному) отнюдь не в Северный Ирак, а в Северный Иран - «на помощь восставшим» из той части иранских азербайджанцев, которые под воздействием американской пропаганды приняли решение активно бороться против «фарсидского шовинизма».
Конечно, эта тема - предмет отдельного разговора. Но в этой статье мы бы хотели упомянуть о том, что даже власти Азербайджанской Республики не рискуют открыто говорить о том, что заинтересованы в поддержке антигосударственных элементов в Иране, будь они азербайджанцами или, вообще, тюрками по происхождению. Однако то, чего опасается Азербайджан, судя по всему, вовсе не страшит Турцию.
Действительно - Анкара объявила о закрытии своей границы с Ираком. А с Ираном её границы остались прежними, фактически прозрачными. То есть готовыми для ещё и ещё одной попытки инфильтрации на иранскую территорию какой-нибудь подрывной группы. И не зря в Турции, а с её подачи - и в ряде СМИ Азербайджана, после 31 мая наперебой заговорили о том, что якобы в Западном Азербайджане в бой с иранцами вступили... курдские вооружённые формирования! Логики - никакой.
Зачем курдам начинать войну на три фронта сразу - ведь они в той или иной мере уже охвачены, пусть даже и частично, гражданским вооружённым конфликтом в Ираке, а также перманентной войной с Турцией? К тому же курды лучше иных знают, что Иран крайне зорко наблюдает за тем, что творится на приграничных с ним территориях и Ирака, и Турции.
Вот почему ближе к истине та версия, что в боях 28 мая турецкая военщина просто пыталась «прощупать» Иран на предмет его бдительности и готовности к тем или иным военным действиям. А был ли это замысел самих турецких политиков и военных или же они ревностно исполняли «заказ» американцев, около 10 дней назад провозгласивших о начале «несмертельной акции» против Ирана в регионе, - это уже сегодня не в силах угадать никто. Время покажет.
И, наконец, о Грузии. Казалось бы, в информации, поступившей из Тбилиси 30 мая, нет и намёка на «турецкий след». Но это как сказать! Как сообщали СМИ, часть депутатов грузинского парламента и представители ряда непарламентских партий и правозащитных организаций получили на свои электронные адреса письма, в которых некая террористическая группировка «Исламская армия» угрожала атаковать грузинских военных... в Ираке, если Тбилиси не откажется от планов увеличить свой контингент в этой арабской стране. Заодно анонимные террористы пообещали «разнести весь Южный Кавказ».
К сожалению, члены провластных и околовластных партий восприняли этот шантаж как «глупую шутку». Что и говорить, определённый смысл в этом есть, хотя не понятно, кому могло прийти в голову столь зло подшутить.
Впрочем неудивительно - в Грузии уже давно идёт непрерывный блеф. Так, относительно недавно, во время шпионского скандала в Иране вокруг британских морпехов, захваченных с поличным на ирако-иранской границе в районе устья реки Шатт-эль-Араб, оппозиционная Лейбористская партия Грузии распространяла информацию о том, что якобы иранский президент Махмуд Ахмадинеджад принял решение отпустить англичан «по просьбе» руководства этой партии.
Затем грузинские лейбористы утверждали, что есть письмо, в котором посол Великобритании в Тбилиси благодарил Лейбористскую партию Грузии за содействие в освобождении «проштрафившихся» морпехов. Однако потом, как и следовало ожидать, выяснилось, что ничего подобного у грузинских лейбористов не было - ни «переговоров» с М. Ахмадинеджадом, ни письма из английского посольства... Чем не блеф?!
Иные же представители политического бомонда Грузии - в основном, из числа так называемой «правой оппозиции» (то есть националистов почище Саакашвили и его сторонников) - предположили, что данная угроза от «Исламской армии» может быть связана с ситуацией в регионе и позицией Грузии. Эту версию разделяют и некоторые иные партии оппозиционного толка, в том числе и те, которые в последнее время объявляли о намерении сплачиваться вокруг Игоря Гиоргадзе.
Кстати, интересно, что появились версии о появлении угроз от имени «Исламской армии» и в России. Например, озвучена точка зрения, что данный «сюжет», кем бы он ни прорабатывался, может стать поводом для постановки вопроса о размещении на территории Грузии элементов американской системы ПРО. И не исключено, что именно на такое развитие событий рассчитывают в Вашингтоне.
Ведь американские радары, в случае их размещения в Грузии, будут способны не только следить за Ираном, но и обеспечат наблюдение за испытаниями российских межконтинентальных ракет, размещённых на полигоне в Капустином Яру.
Но ведь есть и более явная версия - в контексте с действиями, предпринимаемыми Турцией в условиях внутренней конфронтации. Кто составляет мусульманское население Грузии? Азербайджанцы, турки-месхетинцы, чеченцы-кистины, наконец, аджарцы. Все эти группы населения так или иначе связаны с Турцией.
Речь не о том, что кто-то из представителей этих народов внутри Грузии задался целью «взорвать» и без того хрупкий внутриполитический и межэтнический относительный мир. Вопрос в том, что по неким основаниям Анкаре просто выгодно, чтобы нестабильность воцарилась бы во всех или в большинстве стран, граничащих с Турцией по периметру её сухопутных границ.
В данном случае нельзя исключать, что целью подобного виртуального шантажа является создание атмосферы недоверия между христианским и мусульманским населением Грузии. Согласимся, что в этом случае у турецких военных появился бы шанс заговорить о том, что почти у всех соседей «что-то» происходит, а в самой Турции только благодаря им, военным, ситуация не выходит из-под контроля.
Предварительный вывод, на наш взгляд, может быть таковым: пока Турция не откажется от соблазна играть доминирующую роль «регионального диктатора», в том числе и в Закавказье, ни один народ, живущий по соседству с турками, не будет гарантирован от того, что Анкара захочет и против него применить весь свой богатый арсенал политических и военных провокаций.
Сергей Шакарянц
Ссылка на источник: http://www.hayinfo.ru/page_rev.php?tb_id=1&sub_id=1&id=15575
|