View Single Post
Old 05 Jul 07, 13:46   #3 (permalink)
es Hayem!!!!!
VIP Club
Margaryan's Avatar
Join Date: May 2007
Location: Van
Posts: 829
Rep Power: 17 Margaryan is on a distinguished road
О некоторых проблемах ливанского армянства http://www.noravank.am/ru/?page=analitics&nid=444
Аракс Пашаян

Современная община ливанских армян1 сформировалась в основном во время Первой мировой войны и последующие ей 1915-39гг. в результате трех волн эмиграции и традиционно считалась одной из самых влиятельных, приверженных армянским духовным и культурным ценностям общин Среднего Востока.

Будучи представленной в политической жизни Ливана – в парламенте и правительстве2, община ливанских армян по своей численности считалась одной из 7 основных религиозных общин после шиитов, маронитов, суннитов, друзов, православных христиан3.

Армяне, представленные апостольской, католической и евангелистской общинами, в основном проживают в Бейруте, Триполи, Сейде, Захле, Алейе, а также в Айнчаре – единственном армянском поселке городского типа во всем Ливане.

Первый серьезный удар армянство Ливана ощутило во время 15-летней гражданской войны, начавшейся в 1975г. Только благодаря политике «положительного нейтралитета» общине ливанских армян удалось уберечься от более крупных потерь и убытков. Однако в течение войны значительная часть ливанских армян эмигрировала из страны.

Очередное испытание для Ливана, находящегося в эпицентре ближневосточного конфликта и сфере традиционных интересов Запада в этом регионе, было связано с войной, развязанной Израилем в июле-августе 2006г. и нацеленной на уничтожение инфраструктур Хизбаллы. Армяне, как и все ливанцы, пострадали из-за войны. Для армянина среднего поколения, уже повидавшего несколько войн, Ливан (где он родился и провел сознательную жизнь) не кажется столь надежным местом для жизнедеятельности и сохранения национальной идентичности.

В исследовании, основанном на методе «устной истории» (Oral History), мы затронули несколько проблем, касающихся ливанских армян. Решению выдвинутых нами задач способствовали наши беседы с Варданом Ташчяном, Мкртичем Япунджяном, Овсепом Артиняном, Шаганом Унджяном и Назаретом Папикяном – представителями общины ливанских армян.

Эмиграция как реальность
Опрос, проведенный в Ливане после войны июля-августа 2006г., показал, что примерно 50% ливанцев при возможности покинут страну. Миграционные настроения наиболее сильны среди молодежи Ливана.

Таковы же умонастроения среди ливанских армян.

Согласно официальным данным, численность ливанских армян до гражданской войны 1975г. составляла 200-250 тысяч, что, однако, спорно. По неофициальным данным, максимальная численность армян в Ливане составляла 180 тысяч. Война 1975-89гг. привела к широкомасштабной эмиграции, в результате чего численность ливанских армян постепенно сократилась. До войны 2006г., согласно официальным данным, она составляла порядка 40-50 тысяч. (Для уточнения численности армян в Ливане будет правильно учесть и число учащихся в армянских национальных школах и других учебных заведениях – порядка 10 тысяч учеников).

Вообще, публикация уменьшенной численности армян невыгодна епархии армянской церкви, т.к. большая община ливанских армян, соответственно, может получить больше мест в парламенте и больше политических должностей.

Война 2006г. вновь проявила старые тенденции исхода из Ливана. Были люди (и семьи), которые во время войны 2006г. находились в Америке или Европе. Многие из них не вернулись. Многие покинули Ливан после войны. Однако их точное число неизвестно. Реальная картина эмиграции может стать более ясной в течение ближайших 1-3 лет. Наиболее вероятно, что точные данные об эмигрантах будут у армянской епархии4. Сейчас «чемоданное настроение» у многих, кто собирается отбыть в Европу или Америку.

Основная часть богатых ливанских армян, как правило, кроме ливанского гражданства, имеет еще и подданство Канады, США или какой-либо европейской страны. Особенно много подданных Канады, что связано с облегчающей въезд миграционной политикой этой страны. Канада и сейчас готова принять эмигрантов из Ливана. Отметим также, что среди эмигрантов много также традиционно франкоязычных и прозападно настроенных христиан-маронитов. По данным, полученным из маронитских источников, из Ливана уже эмигрировали 250 тысяч человек.

Состоятельные слои ливанских армян, несмотря на проживание в Ливане, имеют какую-либо собственность за границей. Для тех социально защищенных ливанских армян, которые не имеют собственности вне Ливана, война 2006г. актуализировала необходимость приобретения какой-либо собственности за границей. Такого рода альтернативы лишены в основном представители небогатых армянских кругов, которые не покидают Ливан из-за привязанности к своей стране или просто не в состоянии эмигрировать. Примечательно, что для большинства богатых ливанских армян трудно жить за границей из-за привязанности к Ливану. В результате часть года они стремятся провести в Ливане.

Зафиксированы также немногочисленные случаи иммиграции в Армению (кстати, не только из Ливана, но и из других районов Среднего Востока, особенно из Алеппо). В основном иммигранты – представители среднего класса, а также люди, придерживающиеся армянских духовных ценностей. Хотя у этих иммигрантов есть определенные возможности обосноваться в Америке, однако они предпочитают, чтобы их дети жили в армянской среде, получали образование в Армении. Окончив национальные школы и учебные заведения в Ливане, армянские школьники в основном продолжают обучение не в арабских, а европейских и американских учебных заведениях, что весьма способствует познанию европейской образовательной системы и европейских языков. Это обстоятельство способствует быстрой интеграции ливанской армянской молодежи, очутившейся в европейской и американской среде.

Ливанская перспектива с точки зрения армян
За время войны 2006г. христианские районы Бейрута (в том числе и армянский) не подвергались бомбежке, дома армян не были повреждены. Однако в экономическом плане армяне пострадали, как и остальные ливанцы. Этот аспект, несомненно, беспокоит их, показывая, что Ливан не является надежным местом для предпринимательства. А значительная часть армян вовлечена в эту сферу. В общем, среди армян наблюдается подавленность и пессимизм, недоверие к будущему Ливана.

Армян беспокоит несколько вопросов. Одним из них является перспектива жизни в нестабильном регионе, а также проблема шиитского Ливана. В начале войны христиане осуждали Хизбаллу, похитившую двух израильских солдат5. Однако вскоре, когда стало ясно, что на самом деле война имеет другой политический подтекст, этно-конфессиональным общинам Ливана удалось объединиться. Возникла даже некая симпатия к Хизбалле, которая на фоне беспомощности ливанской армии старалась защитить страну от внешней агрессии. Армянские круги оказали шиитским беженцам значительную материальную и моральную поддержку, приютив их в армянских школах.

Ливанцы традиционно дружественно относятся к армянам (не считая отдельные круги маронитов, которые до сих пор не могут простить армянам, которые, будучи христианами, не присоединились к их союзу во время гражданской войны).

В свою очередь, армяне также позитивно настроены к остальным ливанским общинам. В общем, армяне сочувствуют борьбе Хизбаллы, задача которой – противодействие Израилю. В этом контексте надо отметить, что в отличие от других христианских кругов, среди армян нет акцентированных антисирийских настроений. (Значительная часть армян, в основном сторонники АРФ «Дашнакцутюн», ныне являются сторонниками генерала Ауна).

Однако среди армян вызывает определенную обеспокоенность факт активизации шиитского фактора во внутриполитической жизни Ливана. Пока Хизбалла заверяет, что не имеет цели утвердить в стране исламский строй, шиитский фактор для армян не актуален. Однако христиане, и армяне в том числе, сознают, что именно шииты имеют самый высокий демографический показатель, они стойки и глубоко привязаны к своей родине.

Вопрос единства ливанских армян
Общину ливанских армян вряд ли можно считать сплоченной. Армянские политические партии, каждая в соответствии со своей ориентацией, сотрудничают с определенными ливанскими партиями и союзами. Жизнь общины статична и протекает в постепенно высыхающем русле традиционных структур. Трудности общины обусловлены отсутствием четкой ориентации. Армяне ситуативно выступают то от имени армянства, то как ливанцы, вместо того, чтобы объединить эти ипостаси. Доказательство тому – недовольство армянской общины и протест по поводу включения Турции в миротворческие силы. Тогда как данная реальность исходит из интересов Ливана. Традиционные структуры не предпринимают конструктивных шагов по сплочению армянской общины и ее выводу из положения гетто. В общине почти нет независимых интеллигентов, способных обсудить ее ключевые проблемы. Таким образом:

Эмиграция армян из Ливана после войны 2006г. не носит массовый характер, однако их численность в Ливане значительно сократится.
Не исключено, что в результате войны 2006г. значительно ослабеет и культурная, спортивная, образовательная жизнь армянства6.
Слабость общины ливанских армян означает, что сдает позиции некогда сильная на Ближнем Востоке община, имеющая большой вклад в армянский лоббинг.
Было бы желательно, чтобы эмигрирующие ливанцы обосновались в Армении, что придало бы новый импульс армянской действительности и пополнило бы население Армении, привлекая при этом финансовые инвестиции.
1 Начиная с 17в. вплоть до 19в. в Ливане проживало значительное число армян. Здесь они основали монастыри, церкви, школы. В 1861г., когда Османская империя признала «органический статус» Ливана, первым мутасарифом (правителем) ее автономии был назначен армянин Карапет Артин Даудян (Дауд паша).

2 В настоящее время в ливанском парламенте есть 6 армянских депутатов, а в правительстве – 2 министра.

3 Ливану свойственна определенная религиозная пестрота. Этим обусловлен тот факт, что среди арабских стран Ливан отличается своеобразным государственным устройством, в основе которого лежит конфессиональный принцип. Согласно Национальному союзу, скрепленному в 1943г., религиозный принцип действует при назначении на политические должности и распределении депутатских мест в парламенте.

4 В армянских колониях Среднего Востока каждый приход имеет своего священника, который по религиозным праздникам обходит дома прихожан. Именно священники поддерживают активную связь с членами общины и могут иметь сведения об отбывших из страны.

5 Вообще, христиане Ливана, особенно марониты, обвиняют шиитов Ливана в создании кризисной ситуации в стране и конфронтации с Израилем.

6 Культурную жизнь Ливана значительно оживляет периодика. В настоящее время в Ливане публикуются «Аздак» («Стимул») дашнакцаканов (газета), «Зартонк» («Пробуждение») рамкаваров (трехдневная газета), «Арарат» гнчаков (еженедельник), литературные издания «Багин» и «Ширак», а также журналы «Спюрк», «Марзик», «Масис», «Арцив», «Цагик», «Дитак» и др.
 
__________________
Hayoc axjikner, dzer janin xurban, dzezanic en koxm el ashxarh chka!
«ԿՈՐԾԱՆՎՈՒՄԵ ՀԱՅ ԱՂՉԿԱ ԹԱՍԻԲՆ ՈՒ ՆԱՄՈՒԶԸ...ՓՐԿԵՔ, ՄԻ ԲԱՆ ԱՐԵՔ ՀԱՅՐԵՆԻԿԻՍ ԴՈՒՐՍ ԱՊՐՈՂ ՀԱՅՈՒԹՈՒՆԸ»
Margaryan is offline  
Reply With Quote
 
 

All times are GMT +4. The time now is 09:36.

 v.0.91  v.1  v.2 XML Feeds JavaScript Feeds


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.



Liveinternet
User Control Panel
Networking Networking
Social Groups Social Groups
Pictures & Albums All Albums
What's up
Who's Online Who's Online
Top Statistics Top Statistics
Most Active Forumjans Most Active Forumjans

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89