Rep Power: 46
|
Территории вокруг Нагорного Карабаха напрямую затрагивают жизненные интересы республики: интервью кандидата в президенты НКР
Интервью кандидата в президенты Нагорного Карабаха Бако Саакяна, передает "ИА REGNUM".
Г- н Саакян, как Вы оцениваете начало электорального процесса в Нагорном Карабахе? Насколько важно для республики проведение президентских выборов?
Начну со второго вопроса. Для НКР это четвертые по счету президентские выборы. Специфика нынешней кампании заключается в том, что это первые выборы главы государства после принятия Конституции НКР. А в целом важность проведения данных выборов обусловлена логикой и, я бы даже сказал, нормальным течением политической жизни нашей страны: подходит к концу второй срок полномочий действующего президента, и гражданам НКР предстоит сделать выбор из выдвинутых кандидатур.
Уверен, что весь избирательный процесс пройдет в строгом соответствии с действующим законодательством и сформировавшимися в нашей республике традициями демократии. Что касается моей оценки начала электорального процесса, то, как известно, тактику и стратегию предвыборной кампании определяют сами кандидаты, для которых созданы все условия, предусмотренные Конституцией и обновленным Избирательным кодексом.
Согласны ли Вы с закреплением за Вами имиджа "единого кандидата"? Чем, на Ваш взгляд, связаны оживленные дискуссии в связи с Вашей кандидатурой на пост президента?
Насколько я понимаю, оживленные дискуссии - это естетственный атрибут любой предвыборной кампании. Что касается "имиджа единого кандидата" - ваше определение, - то, как известно, моя кандидатура была выдвинута в порядке гражданской инициативы и поддержана основными политическими партиями НКР - как парламентскими, так и внепарламентскими.
То, что вы называете имиджем, я квалифицирую как консенсус основных общественно-политических сил по кандидату и его программе. К сожалению, существует стереотип, что в демократическом обществе единая позиция невозможна по определению.
Я так не считаю. Ведь есть непреходящие национальные ценности, являющиеся для нас приоритетами, вокруг которых и объединяются общественно-политические круги, исповедующие подчас противоположные политические воззрения. Словом, мое видение ситуации и подходы к решению существующих проблем есть не что иное, как отражение настроений и ожиданий нашего общества.
Это и лежит в основе объединения уже известных политических сил вокруг единой платформы. Думаю, в определенном смысле, это еще и результат того, что в условиях неурегулированности нагорно-карабахского конфликта общество предпочитает консолидацию вокруг приоритетов.
Какова идейная суть объединения парламентских партий вокруг фигуры одного кандидата? Предложили ли Вы предварительную программу для такого объединения?
В общих чертах я уже ответил на ваш вопрос. Как кандидат в президенты НКР я исхожу из необходимости достижения максимального соответствия своей политической платформы требованиям времени, чаяниям избирателей и возможностям нашего государства. Именно в этом ключе велись консультации с общественно-политическими кругами НКР.
Считаю свидетельством высокой политической культуры то обстоятельство, что в результате наших обсуждений обозначились многочисленные точки соприкосновения позиций вышеупомянутых политических сил относительно приоритетов и путей решения задач, стоящих на повестке дня нашего государства.
В Ваш адрес прозвучали серьезные обвинения, но никаких прояснений и опровержений с Вашей стороны не последовало. Не считаете ли Вы, что молчание лишь подогревает различные домыслы?
Я исхожу из необходимости строгого соблюдения традиций цивилизованной политической борьбы, сформированных в ходе всех предыдущих президентских выборов в НКР. Это принципиальный аспект, лежащий в основе моей избирательной кампании. Мне кажется, подобного рода инсинуации не заслуживают сколь-нибудь серьезного внимания. Считаю, что поднятый вами вопрос лежит в плоскости не политики, а элементарной этики. А конкретно - черного пиара, замешанного на лжи.
Проблема законности регистрации Вашей кандидатуры была в центре дискуссий общественности и СМИ. С чем были связаны такие разнотолки и в чем суть возникшей проблемы?
Центральная избирательная комиссия НКР, в компетенцию которой входит определение легитимности выдвижения того или иного кандидата, уже высказала свою позицию по данному вопросу. Что касается меня, то не думаю, что у кого-либо, включая людей, муссировавших данный вопрос, на самом деле имелись сомнения относительно легитимности моей регистрации.
Как мне кажется, речь идет о предвыборной "заготовке", направленной исключительно против конкретного кандидата, т.е. - меня. Если следовать логике этих людей, то с таким же "успехом" можно было бы предъявить претензии и в отношении остальных кандидатов. Между тем, никакого нарушения Избирательного кодекса в данном случае нет.
Немало говорится о том, что поддерживающие Вас политические силы в предвыборный период злоупотребляют фактором "добра Еревана", а Ваши противники утверждают о том, что президент Армении Роберт Кочарян изначально был против Вашего баллотирования. С чем связана такая актуализация фактора Армении в президентских выборах НКР?
Подобного рода домыслы не только не имеют ничего общего с реальностью, но и демонстрируют откровенное неуважение как к самим кандидатам на должность главы НКР, так и к президенту Армении. И не только. Это прежде всего неуважительное отношение к народу Нагорно-Карабахской Республики.
Считаю не лишним еще раз подчеркнуть: избрание президента НКР - исключительная компетенция и суверенное право народа НКР. Вряд ли в Карабахе найдется какая-либо общественно-политическая сила или организация, не согласная с данной истиной.
Некоторые считают, что в предвыборный период имеет место одностороннее освещение государственными СМИ Нагорного Карабаха происходящих в НКР событий. Так ли это, на Ваш взгляд?
Должен признаться, что из-за плотного графика предвыборных встреч я не успеваю следить за освещением кампании. Но, насколько мне известно, государственные СМИ и, прежде всего, Общественное телевидение НКР периодически освещают встречи и выступления всех кандидатов.
Согласно действующему законодательству, мы все в равной мере имеем право пользоваться в своей предвыборной кампании печатными изданиями и теле-радиоэфиром. Мне кажется, очень многое здесь зависит от динамики предвыборной кампании вообще и предвыборной активности самих кандидатов в частности.
Вы баллотируетесь на пост следующего президента НКР будучи на посту председателя Управления нацбезопасности НКР, что рассматривается многими как отрицательный факт для имиджа демократического государства. Есть ли основания для таких утверждений?
Хотел бы уточнить, что должность директора Службы национальной безопасности НКР я занимал до 18 июня с.г. В соответствии с требованием Избирательного кодекса НКР после регистрации я подал заявление об уходе, и указом Президента нашей республики обязянности главы Службы возложены на другого. Но это к слову.
А вообще, я думаю, всякие сравнения и предположения в данном случае неуместны. Дело в том, что в моей биографии служба в органах нацбезопасности занимает лишь последний отрезок трудовой деятельности. С учетом миссии карабахских спецслужб и ряда позитивных примеров из мировой практики, я более чем уверен, что демократический имидж нашей страны ничуть не пострадает. Так что, подобные опасения, как мне кажется, напрасны и в нашем случае.
Возможно ли, что президентские выборы каким-либо образом отразятся на процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
Выборы главы государства - это плановое событие внутриполитической жизни. Другое дело, что избранный президент НКР уже в силу своего статуса является уполномоченным представителем народа Нагорного Карабаха в мирном процессе.
На ком бы избиратели ни остановили свой выбор, я уверен, что будущий президент страны обязан неукоснительно руководствоваться высшими интересами нашего народа, зафиксированными в ходе всенародных референдумов 1991-го и 2006 годов. Это реалии, и с этим нельзя не считаться.
Как Вы относитесь к проблеме "освобожденных территорий", в последнее время активно муссируемых в СМИ?
Признаться, за последние дни мне уже приходилось отвечать на этот вопрос, поэтому в определенном смысле вынужден повториться. Позиция Нагорного Карабаха заключается в том, что при поиске решения проблемы необходимо учитывать интересы всех без исключения сторон.
Территории вокруг НКР составляют пояс безопасности нашей республики, а потому и напрямую затрагивают ее жизненные интересы. Считаю, что весь комплекс вопросов, относящихся к взаимоотношениям Нагорного Карабаха и Азербайджана, в том числе и вопрос территорий, должен обсуждаться за столом переговоров.
Причем полноформатных, с непременным участием карабахской стороны, что крайне важно. А важно потому, что главным для нас продолжает оставаться вопрос международного признания фактической независимости Нагорно-Карабахской Республики. Это не означает, что мы отказываемся обсуждать остальные ключевые аспекты урегулирования, в том числе и территориальный, однако к этим вопросам можно будет приступить только после решения основного.
Каким Вам видится переговорный процесс по Карабаху в целом, и как Вы относитесь к вопросу присоединения Карабаха к нынешнему формату переговоров, в частности?
Я не вижу альтернативы мирному урегулированию, и любые иные методы разрешения конфликта лишь усугубят положение народов и в очередной раз отбросят назад развитие региона. Уверен, что восстановление полноценных переговоров позволит уйти от практически бесплодных дискуссий и сконцентрироваться на сути проблемы. А она, как известно, заключается в определении будущего Нагорно-Карабахской Республики.
|