Rep Power: 46
|
Ответ: Новости НКР
Карабах: президентские выборы вызвали внутреннюю полемику
Борьба за пост президента в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике спровоцировала политическую полемику на этой спорной территории, которую обычно "из избы не выносят".
Выборы 19 июля подводят черту под десятилетним правлением де-факто президента Аркадия Гукасяна на посту руководителя этой сепаратистской территории.
Право сменить его в этой должности оспаривали пять претендентов, хотя основная интрига этой гонки сосредоточилась вокруг двух из них: Бако Саакяна, 46-летнего сдержанного экс-главы службы национальной безопасности Карабаха, и Масиса Маиляна, владеющего английским языком 39-летного де-факто замминистра иностранных дел, прекрасно ладящего с прессой.
В 5 часов пополудни явка избирателей составила 65,7 процентов или около 60267 избирателей. Избирательные участки должны были закрыться в 8 часов вечера по местному времени (11 часов утра по нью-йоркскому времени).
Некоторые западные аналитики представляли это соперничество как очередную схватку в этом регионе между относительно консервативными пророссийскими силами и сравнительно либеральными прозападными силами. Однако в самом Карабахе такое видение ситуации по большей части отвергают.
"Россия находится очень далеко от Нагорного Карабаха", – прокомментировал происходящее де-факто президент Гукасян в интервью 18 июля.
Большинство людей, согласившихся дать интервью в Карабахе, охарактеризовали эту гонку как проверку способности территории доказать внешнему миру, что она имеет достаточно развитые демократические институты, чтобы функционировать как независимое государство.
В лагере Маиляна утверждают, что эти выборы на самом деле нанесли урон демократическому имиджу Карабаха. Они указывают, что все четыре партии, представленные в Национальном собрании Нагорного Карабаха – включая оппозиционную Армянскую революционную федерацию "Дашнакцутюн" и "Движение-88" – поддерживали Саакяна.
Действующий президент Гукасян также поддерживал Саакяна как своего преемника. Кроме того, сторонники Маиляна выражали недовольство, что для продвижения кандидатуры Саакяна использовался так называемый административный ресурс.
Предполагаемые избирательные нарушения в пользу Саакяна включали подслушивание телефонных разговоров, перекос в освещении кампании на телевидении и тактику запугивания.
Однако де-факто президент Гукасян отвергает эти обвинения. Он настаивает, что оказывал поддержку Саакяну "как гражданин, а не как президент", и эта поддержка определялась "уникальными организационными способностями" Саакяна, его "чувством ответственности" и его неизменной "принципиальностью".
"Даже те оппозиционные силы, которые боролись против меня, объединились вокруг Бако Саакяна. Очень сомнительно, чтобы мое слово имело для них решающее значение, – сказал он с улыбкой. – Сам процесс проходил за пределами моего влияния".
Артур Мосян, председатель оппозиционной Армянской революционной федерации в Карабахе, утверждает, что нет ничего нелогичного в решении оппозиции выступить на стороне двух проправительственных партий, Демократической партии Арцаха и партии "Азат Хайреник". По его словам, этот шаг был продиктован осознанием того обстоятельства, что "многие наши самые серьезные внутренние и внешние проблемы" можно решить вместе с Саакяном.
"Чему мы оппонируем? Новый президент еще не избран, правительство не сформировано, – говорит Мосян. – Если вы думаете, что Саакян – проправительственный кандидат, так они все проправительственные кандидаты".
По меньшей мере один законодатель Карабаха отказался последовать линии партии. Гегам Багдасарян, заместитель председателя партии "Движение-88", дистанцировался от поддержки своей партией Саакяна и выступил за кандидатуру Маиляна. "Они [другие лидеры "Движения-88"] объясняют [свою поддержку в адрес Саакяна] необходимостью укрепления национального единства. Это все высокопарные слова, хорошие слова, но говорить о единстве на выборах нелепо", – считает Багдасарян.
Что касается самих Саакяна и Маиляна, то в их предвыборных программах есть много общего – факт, возможно, нашедший отражение в ряде магазинов карабахской столицы Степанакерт, в которых выставлены предвыборные плакаты как Саакяна, так и Маиляна.
Многогранная программа Саакяна, призванная отразить чаяния всех четырех представленных в парламенте партий, включает все: от "утверждения социальной справедливости как краеугольного камня социальной политики" до "повышения качества и роли образования" и "создания новых рабочих мест". На брифинге для журналистов и обозревателей кандидат заявил, что 17-часовой рабочий день "физически" не позволил ему ознакомиться с программами своих оппонентов и сравнить их.
Маилян, который регулярно отслеживал новости в СМИ, чтобы сравнить освещение его предвыборной кампании и кампании Саакяна, сообщил, что его платформа базируется на трех "взаимосвязанных" моментах: это "реальные реформы", верховенство закона и признание Нагорного Карабаха независимым государством.
"Все развитые страны в Западной Европе, а также США, достигли высот экономического развития просто благодаря тому, что решили соблюдать закон, – подчеркнул он. – Нам надо сделать то же самое".
Ни один из лагерей не оспаривает личные качества своего оппонента. "Любое столкновение идей является положительным для нас", – говорит помощник президента Давид Бабаян, взявший отпуск, чтобы поработать в предвыборном штабе Саакяна.
"Вопрос здесь не в личности. Я допускаю, что он – хороший человек, – говорит Багдасарян о Саакяне. – Проблема в силах, которые поддерживают его.
Эти силы – нынешняя политическая элита, которая уже выдохлась и должна уйти".
Между тем в залитом дождем Степанакерте жители, судя по всему, не обращали особого внимания на происходящее рядом с ними сражение. Некоторые принимали свое участие в выборах как должное, другие задавались вопросом, зачем голосовать на выборах, результат которых "уже предопределен".
"Можно надеяться на лучшее, но мы в Карабахе научились спокойно принимать любой оборот событий", – сказала одна пожилая женщина, покупавшая хлеб на оживленной улице.
От редактора: Элизабет Оуэн является редактором кавказского отделения EurasiaNet в Тбилиси. София Мизанте является независимым фотожурналистом, проживающим в Тбилиси.
|
|
__________________
Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
Г. Нждеh
Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.
|