Rep Power: 46
|
Ответ: Интервью политиков, военных и мнения экспертов
Геворг Даниелян: "Мы испытываем необходимость в тесном взаимодействии с общественностью"
- Г-н министр, вы принадлежите к когорте "новых министров", назначенных на свои посты после последних парламентских выборов. Спустя 100 дней, после того, как вы возглавили министерство, какие приоритеты вы бы выделили в сфере руководимого вами ведомства?
- Два принципиальных направления в работе министерства. Первое направление - это институт законодательной инициативы: внедрение новых элементов подготовки и обработки новых законодательных актов, правовая экспертиза уже созданных. . .
Второе направление, более практическое, связано с уголовно-исполнительными учреждениями, службой принудительного исполнения судебных актов и т. д. Эти сферы я выделил, поскольку они непосредственно связаны с людьми, с защитой прав человека, а значит, возрастает и наша ответственность. Свою задачу я вижу в том, чтобы не только не было провалов, но были и серьезные положительные подвижки в этих ответственных сферах.
- Давайте начнем с законотворческой деятельности. Какой политики в этом вопросе придерживается возглавляемое вами министерство? В чем суть судебно-правовой реформы, о которой много говорится? Что делается для ее реализации?
- В сфере законотворческой деятельности, реформирования судебно-правового кодекса. . . Я не думаю, что здесь стоит спешить. . . Поясню свою позицию. Сегодня правовые реформы в той стадии, когда они в состоянии обеспечить минимальные потребности общества.
Если же мы ставим пред собой задачу улучшить наше законодательное поле, то надо сначала провести серьезный анализ уже проделанной работы, проверить результативность принятых законодательных актов, определить уязвимые места и только после этого выстраивать следующий шаг. Здесь есть над чем серьезно работать. Например, до сих пор у нас мерилом правового акта служило то, насколько тот или иной законодательный акт соответствует международным стандартам, Конституции и так далее. . .
Это прекрасно, но весьма немаловажно также, какие последствия будет иметь тот или иной законодательный акт с точки зрения общественных интересов, с точки зрения отдельной личности. Например, сколько человек потеряет работу при принятии этого правового акта или какие дополнительные расходы появятся у той или иной социальной прослойки?
В настоящее время в соответствии с указаниями премьер-министра РА С. Саркисяна считается необходимым оценивать правовой акт не только с точки зрения его соответствия международным стандартам или эффективности доходов в бюджет, или, наоборот, расходов, а какова его результативность для наших граждан.
Есть прекрасные международные стандарты в сфере обслуживания, торговли или трудовой деятельности, но если мы сегодня будем применять их в полной мере, не исключено, что многие наши бизнесмены будут вынуждены просто-напросто свернуть свою деятельность, и на улицах - без работы - окажутся тысячи наших сограждан. . . Поэтому при введении в практику того или иного международного стандарта мы должны в каждом конкретном случае рассчитывать, к каким последствиям это может привести.
В скором времени вы увидите, что любое ведомство или министерство, выступая с законодательной инициативой, должно будет также представить соответствующие статистические выкладки - какие последствия будет иметь для общества реализация этой законодательной инициативы.
Полагаю, такой подход будет приветствоваться общественностью, поскольку люди увидят, что в основе законотворческой деятельности правительства лежит не только государственный интерес, но и интерес конкретных людей. Более того: мы намерены проводить общественные обсуждения и слушания в этом контексте, и заявляем, что готовы не только учитывать общественное мнение, но и сами будем держать ответ перед общественностью за последствия законодательных актов. А если ошибемся, значит, должны отвечать за это.
- Сегодня много жалоб на службу принудительных исполнителей, которые нарушают сроки исполнения судебных решений. Что делается с целью выправить ситуацию?
- Мы обязаны навести порядок в этой сфере - поднять дисциплину, вводя с этой целью организационно-правовые новшества. Например, не всегда исполнение судебного акта должно осуществляться посредством государственных органов. Определенные функции могут реализоваться и через частные структуры, что обеспечит доступность и заинтересованность исполнения судебных решений.
Мы оперативно рассматриваем все заявления о деятельности службы принудительного исполнения судебных актов, также оперативно отслеживаем и реагируем на сообщения в СМИ, которые рассматриваем как очень важный компонент для анализа ситуации, даже если публикации недостаточно аргументированны.
По ряду сигналов нам удалось оперативно исправить ошибки, и сейчас ситуация в системе постепенно нормализуется, но это только предварительные шаги, в ближайшем будущем реализуем программу серьезного контроля над системой, контролю не только ведомственному, но и вневедомственному, через контрольную службу президента. К сожалению, до сих пор таких программ не было.
- Положение дел в уголовно-исполнительных учреждениях остается тайной для широкой общественности. Станут ли УИУ более открыты для общественности?
- Многие международные эксперты, с которыми мне приходилось общаться, придерживаются мнения, что по отношению государства к заключенным можно судить о его сущности, характере, степени демократичности. Вероятно, в этом есть большая доля истины. И общество, и государство только выиграют, если сумеют создать в УИУ необходимые минимальные условия по профилактике болезней, пресечению коррупционных явлений, предотвращению насилия и так далее. . .
Могу сказать, что материальные, социальные проблемы заключенных в минимальном размере правительство уже давно смогло решить. Это, конечно, достижение. Я работаю на этой должности уже третий месяц и пока не получал заявлений с жалобами на неудовлетворительное социально-экономическое положение. Но для нас важной проблемой остается проблема обеспечения заключенных работой.
Это крайне важно, поскольку у заключенных появляется стремление к нормальным социальным отношениям, снижается характерное им чувство озлобленности. Поэтому в скором времени, рассчитывая на помощь, в том числе и некоторых наших крупных бизнесменов, мы намерены привлечь дополнительные средства, чтобы решить проблему занятости заключенных.
Что касается правонарушений в этой сфере, я буду строг. Я был вынужден уволить начальника одного из УИУ, другому вынесен строгий выговор. . . Для меня неприемлемы нарушения в этой сфере хотя бы потому, что нарушения здесь напрямую касаются прав человека, и если проявлять снисходительность, то эти нарушения станут правилом.
Мы испытываем необходимость в тесном взаимодействии с общественностью в этом вопросе. Закон требует, чтобы общественность в лице своих наблюдателей участвовала в реализации определенных функций в этой сфере.
Государство сегодня предоставляет общественным наблюдателям серьезные полномочия по осуществлению контроля, обнаружению нарушений, но достаточной активности с их стороны пока нет. Налицо парадокс: с одной стороны, общественные организации сетуют, что им не дают возможности для работы, с другой стороны, попросту недостаточно ими пользуются.
Мы должны организовать эту работу, сделать ее более предметной, помочь общественным наблюдателям реализовать свои функции. У меня большие ожидания, поскольку полагаю, что именно общественный наблюдатель может быть самым независимым контролером положения дел в этой сфере. Только ведомственными усилиями невозможно вскрывать нарушения, которые могут вскрыть общественные наблюдатели.
А обнаружение нарушений сыграет большую роль в плане их предотвращения. Проверки УИУ со стороны общественных наблюдателей должны быть периодически осуществляемой функцией, и никто не должен знать, когда предстоит следующая проверка. Такой должна быть правильная организация их работы. Я даже просил, чтобы общественные наблюдатели и меня предварительно не ставили в известность о проверках, а информировали бы только о результатах своей работы.
- Хотелось бы спросить о кадровой политике министерства. Бытует подход, что новый министр приводит с собой и новую команду. . .
- Удивительно, но мне часто приписывают стремление провести кадровую чистку, сторонником чего я никогда не являлся. Но являюсь сторонником справедливой кадровой политики. Скоро вы увидите продвижение тех кадров, которые, как принято говорить, "не мои". Но они будут продвигаться, потому что это на самом деле хорошо подготовленные профессионалы. . .
Хотелось бы сказать несколько слов о системе поступления на государственную службу. К сожалению, эта система имеет серьезные изъяны.
Я впервые непосредственно сталкиваюсь с положением дел в этой сфере и должен сказать, что система нуждается в совершенствовании, и как министр я должен немало сделать, чтобы избавить законодательное поле от уязвимых мест в этой системе. Недостаткам в этой сфере, на мой взгляд, способствуют и заниженные требования, которые предъявляются кандидатам на ту или иную государственную должность. Зачастую для занятия очень ответственных должностей кандидатам предлагаются очень простые вопросы, думаю, этот подход нужно пересмотреть. . .
Должен также сказать, что согласен с практикой ограничения по времени пребывания на тех или иных постах должностных лиц.
Конечно, не однозначно, что если должностное лицо долго пребывает на своем посту, застой гарантирован, но в какой-то степени работа уже не бывает такой результативной, как при управлении в рациональных временных отрезках. Поэтому почти во всех странах мира существуют ограничения в сроках пребывания на тех или иных высоких должностях, за исключением судей. Впрочем, в некоторых странах есть временные ограничения и для судей. .
Вообще же, с моей точки зрения, кадровые нарушения имеют только одну оценку. Если нарушается Трудовой кодекс, если проявляются в кадровой политике волюнтаристские подходы, оказывается покровительство, то на юридическом языке - это просто уголовное преступление.
Может, для кого-то это политика, для меня, как для юриста, это преступление. Хорошие кадры нелегко найти, и если мы их нашли, надо сделать все, чтобы они могли нормально работать и были довольны своей работой,передает газета «Голос Армении».
|