Все буду молчать.........
Join Date: Mar 2007
Location: Много будете знать скоро состаритесь...
Age: 45
Rep Power: 32
|
Ответ: Андраник Озанян
Затем Зоравар отправился в длительное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Бельгию, Англию, Болгарию и Иран, информируя общественность о национально-освободительной борьбе армян Западной Армении. В Болгарии Андраник написал свои "Боевые инструкции", обобщив опыт ведения партизанской борьбы. Спустя семь лет этот опыт пригодился болгарам во время первой Балканской войны (в которой участвовал и сам полководец Озанян).
В 1907 году Андраник порвал с дашнаками, к которым примкнул еще в 1892-м. На IV съезде партии, который проходил в Вене, он окончательно решил выйти из рядов партии из-за возникших с дашнаками разногласий. По его мнению, в сложившейся ситуации спасение Армении зависело от России. А руководители партии несколькими годами ранее присоединились к революционным группировкам, действующим против Царя.
Принятие так называемого «Кавказского проекта» ставило под удар решение армянского вопроса, и, по мнению Зоравара, создавало новую угрозу для армян Кавказа. Ведь участие Дашнакцутюн в революционном движении против Российской империи практически ставило на второй план борьбу за свободу Западной Армении – то, за что так долго боролся Озанян и то, ради чего, собственно, и создавалась партия Дашнакцутюн. Было ясно, что возможности партии не настолько велики, чтобы вести борьбу на два фронта – против турецкого Султана и против Царя одновременно. К тому же, по мнению полководца, со стороны России Армении не грозила серьезная опасность. А Турция была врагом многовековым, терроризировавшим все армянское население Западной Армении и устраивавшим погромы.
Андраник был глубоко уязвлен тем, что однопартийцы, не учтя его военного опыта, прислушались к никогда не воевавшему Араму Манукяну. Когда один из партийцев сказал Андранику: «Ты должен быть богом нашей партии», полководец ответил ему: «Лучше быть человеком вне партии, чем быть богом среди вас». Через год Андраник послал письмо с уведомлением о своем уходе из партии в женевскую газету Дашнакцутюн «Дрошак».
Гуманное отношение к мирным жителям, независимо от их этнической и религиозной принадлежности было характерной чертой Андраника, даже если дело касалось турецкого населения. Зоравар часто подчеркивал, что его врагами были турецкое правительство и беки. "Я -не националист, - говорил Озанян - я признаю только одну нацию: нацию угнетенных". Именно поэтому, переехав в Болгарию, он присоединился к македонским революционерам, организовавшим борьбу против турок.
Случилось это в 1912 году, когда Андраник и Гарегин Нжде организовали роту из армянских добровольцев. Армяне с большим воодушевлением собрались под болгарским военным знаменем, которое стало для них знаменем борьбы за чужую свободу, но против общего врага. О своих впечатлениях от встречи с армянскими бойцами, воевавшими на Балканах, писал в воспоминаниях другой знаменитый революционер Лев Троцкий: «Ротой командует армянин-офицер в форме. Его величают просто "товарищ Гарегин". Гарегин-бывший студент Петербургского университета, привлекавшийся по знаменитому "лыженскому" процессу Дашнакцутюн и оправданный после трехлетнего заключения. Он прошел в Софии курс военного училища и числился до войны подпоручиком запаса болгарской армии. Гарегин - поэт, оратор и воин - весь пламенный от значительности выпавшей на его долю миссии. Но душою отряда является Андраник.
|