Мировые СМИ следят за подведением итогов воскресных выборов в российский парламент. Теперь, когда Путин одержал триумфальную победу на выборах, в России начинается настоящая борьба за власть, пишут обозреватели. Россиянам ничего не остается, как надеяться на здравый смысл "царя", выстраивающего новую властную конструкцию.
Судя по предварительным результатам выборов в Думу, пишет
The Independent, кое-чего добились почти все, чье мнение находится в рамках "разрешенного" Кремлем спектра. Остальные же не получили ничего.
"Единая Россия", номинально возглавляемая президентом Путиным, получила абсолютное большинство голосов – к счастью, не 90%, как правящая партия в советские времена. По данным экзит-поллов, доля этой партии составит 60%, а кроме нее, 7-процентный барьер преодолеют КПРФ, крайне правая партия Владимира Жириновского и, может быть, новая кремлевская марионеточная партия "Справедливая Россия". Доля реформистских партий, "Яблока" и "СПС", сократилась до крайне низких однозначных показателей и стала еще меньше, чем четыре года назад.
Но эти результаты нельзя принимать за чистую монету. Во-первых, на кону было нечто большее, чем распределение мест в Думе. Самоидентификация Путина с "Единой Россией" превратила выборы в референдум по его восьмилетнему правлению. Он получил знак одобрения, к которому так стремился – но не более. Вопрос, собирается ли Путин использовать доминирование в Думе "Единой России" для того, чтобы остаться на третий срок, остается открытым, но теоретически он может это сделать. Этот вопрос ставит под сомнение не только будущее России, но и работоспособность ее государственных институтов, полагает издание.
Другая причина, которая не позволяет принять результаты этих выборов за чистую монету, – господство Кремля на всех информационных каналах и сомнительные меры, с помощью которых "Единая Россия" победила на выборах.
Эту тему подхватывает другое британское издание –
The Guardian, в статье "Запугивание и грязные уловки помогают Путину одержать уверенную победу".
По словам экспертов, голосование и предвыборная кампания были наименее честными за весь постсоветский период. Тысячи государственных служащих жаловались, что их угрожали уволить или лишить премий, если они не проголосуют за прокремлевскую "Единую Россию". И хотя партия пользуется широкой поддержкой в связи с высоким личным рейтингом Путина, наблюдатели утверждают, что ее результат мог быть завышен на 20% за счет запугивания и "черного пиара".
Оппозиционные группы сообщили, пишут московские корреспонденты издания, что милиция арестовала десятки их активистов. В числе задержанных оказались представители "Другой России" – антикремлевской коалиции, которую возглавляет экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.
Между тем иностранных наблюдателей гораздо больше интересуют планы Путина в свете итогов голосования.
Операция "плебисцит" удалась, пишет французское издание
Les Echos. Народ активно пришел на выборы, провозгласив на весь мир, как популярен Владимир Путин, намеренный сохранить власть и после президентских выборов 2 марта. Единственное неизвестное этой "суверенной демократии", столь дорогой Кремлю и в шутку называемой некоторыми россиянами "демократией суверена", является источником всяческих домыслов: в каком обличье нынешний президент исхитрится сохранить власть?
Растущая концентрация политической и экономической власти порождает дух боязливого фатализма среди населения, успокоенного улучшением условий жизни и гордого тем, что Россия вновь играет значимую роль на международной арене, указывает автор и напоминает: Россия – слишком великая страна во всех смыслах, историческом, политическом и культурном, чтобы ставить крест на будущем и исключать возможность демократической эволюции.
Обретя необходимый трамплин, как считает итальянская
Corriere della Sera, Путин теперь должен думать о другом. До 23 декабря надо назвать преемника, который в марте (разве можно в этом сомневаться?) будет избран президентом. Приблизительно в это же время будет объявлено о роли, которую Царь, уже без короны, решит исполнять, чтобы оставаться "национальным лидером".
Попутно издание сетует на некоторые методы Путина. Россия вправе защищать свои интересы, пишет Франко Вентурини, но она – член "большой восьмерки" и потому не вправе использовать пресловутые теории западного заговора для подогревания агрессивного национализма. Если даже Парижу потребовалась корректировка действий, то Путин должен понимать, что власть в Москве не перенесет изоляции.
Результаты "Единой России" на выборах ничуть не прояснили вопрос о передаче власти по истечении президентского срока Путина, констатирует
The New York Times.
Сотни лет власть в России исходила с "самого верха" – неважно, от царя ли, генерального секретаря КПСС или российского президента. Теперь люди гадают, кому они должны хранить вассальную верность: Путину или человеку, который займет его место в Кремле. Но даже апатичные в политическом отношении россияне осознали, что президент – "хромая утка", который в предвыборной агитации сделал ставку на "раскрутку" самого себя, отнюдь не стремится тихо уйти в тень. Более того, жестокое обхождение Кремля с оппозицией и давление, оказанное им на региональных подчиненных, дабы они обеспечили голосование за "Единую Россию", показали: Кремль не хочет, чтобы соперники Путина добились поддержки.
Некоторые кремленологи высказывают теорию, что по окончании президентского срока Путина его власть неизбежно уменьшится. Станислав Белковский, видный российский политический аналитик, говорит, что люди неверно понимают историю и традиции России. Они впечатлены высоким рейтингом популярности Путина и не осознают, что, стоит ему сложить полномочия, как его аура поблекнет и авторитетностью будет подсознательно наделен уже новый президент, цитирует Белковского NYT.
Немецкая
Sueddeutsche Zeitung в материале "Капитализм с советским лицом" пишет, что пока неясно, как и для чего Путин воспользуется победой своей партии "Единая Россия".
Для него речь шла не о демократическом мандате, а о референдуме в поддержку его авторитарного курса. И для этого просто хорошего результата недостаточно – нужна колоссальная победа. Только такой результат действительно развяжет Путину руки для дальнейшего проведения спецоперации под названием "Сохранение власти".
Путин – мастер делать из всего тайну, считает Даниэль Бресслер, он обожает совершать неожиданные ходы. Никто не должен знать до определенного времени о том, станет ли он спикером парламента, главой правительства, "национальным лидером" или все-таки изменит конституцию под себя, снова став президентом. Пропаганда вдалбливает в головы россиян, что стабильность в России может гарантировать только Владимир Путин – без него страна погрязнет в хаосе.
Опасность состоит в том, что сам шеф Кремля в это верит. Поэтому он может попытаться в целях сохранения власти подвергнуть политическую систему страны опасным экспериментам. Возможно, Путин думает о том, чтобы взять бразды правления в стране в качестве лидера "Единой России", наподобие генерального секретаря КПСС, сделав президента фигурой с чисто представительскими функциями. Результатом такого шага стал бы капитализм с советским лицом.
Перед выборами Путин обратился к россиянам со словами, что надеется на них. Им же ничего не остается, как надеяться на то, что Путин сохранит здравый смысл, заключает журналистка
http://inopressa.ru/inotheme/2007/12/03/12:01:55/power