Ответ: Главное отличие человека от Маугли, или Теория вранья
Сам себе
Условием обмана, по идее, является знание того, что есть правда, и того, что актуальное высказывание ей не соответствует. То есть лгущий знает, что он лжет (даже если он при этом заблуждается, случаи разные бывают). Но как же, во имя всего святого, мы умудряемся врать самим себе? Получается, что это куда труднее, чем обычная ложь другому, это буквально единство в двух лицах, состояние, имеющее отношение к теологии. Или, что вер- нее, к психиатрии. Но при этом регулярно и с большим успехом практикующие самообман не спешат заполнять лечебные заведения, хотя большая часть человечества живет в состоянии неразрешимого парадокса: обманываем ли мы себя, если знаем, что обманываем?
Единственный способ разрешить противоречие - предположить, что самообман, так похожий на ложь, направленную вовне, таковой все-таки не является. Если лгущий другому знает истину, то лгущий себе ее как бы не знает (такую операцию с истиной проделать проще простого, штука-то крайне скользкая). Самостоятельно завязывая себе глаза, мы можем запросто прийти к любому необходимому результату. Главное при этом - старательно сделать вид, что при игре в жмурки с самим собой никто не жульничает. Или жульничают оба, но это входит в правила игры.
Самообман - штука тонкая, бессознательная, чтобы осуществить этот финт внутренностями, нужно намеренно напустить в голове туману, а потом уже кричать в нем до полного умопомрачения. И в завершение процесса накрепко забыть о том, что собственному сознанию вы лично только что заломили руки, стукнули его чем-то тяжелым и внушили нечто неистинное, но желательное. И что из этого следует? Что пресловутое сознание, вполне возможно, прекрасно понимает, когда его обманывает и кто-то другой. Просто хочется верить, вот и все. А уж осуществить внутренний кульбит для человека - раз плюнуть. Такие вот мы высокоразвитые, сложные и непонятные существа.
|