В Канне покажут советские киношедевры
Мария Бейкер
Для BBCRussian.com
21 Каннский кинофестиваль был сорван из-за политической борьбы
На Каннском кинофестивале покажут фильмы сорванного конкурса 1968 г. Россию представит "Анна Каренина" Александра Зархи.
18 апреля 1968 года молодой фоторепортер Раймон Депардон сделал снимок на скандальной пресс-конференции, созванной в защиту директора парижской Синематеки Анри Ланглуа. На фото запечатлены Робер Брессон, Ален Рене, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Анри-Жорж Клюзо, Жак Риветт и Марсель Карне.
"Я один, я приближаюсь почти вплотную с моим 28-миллиметровым Nikon. Смущенный, но полный решимости," - вспоминает 40 лет спустя корифей фото- и кинодокументалистики Депардон, оказавшийся тогда в зале на Елисейских полях единственным фотографом, дослушавшим до конца выступления возмутителей спокойствия.
Киномания как метод политической борьбы
Сегодня снимок Депардона, только что опубликованный в фотоальбоме "1968. Год вокруг света", смотрится как иконостас европейского кинематографа середины прошлого века, а эпопея борьбы за парижскую Синематеку ("Дело Ланглуа") стала таким же знаковым событием во французской истории как взятие Бастилии.
Анри Ланглуа, сам того не ведая, стал ''крестным отцом'' проекта ''Анны Карениной''
На фоне лихорадивших страну манифестаций против войны во Вьетнаме, массовых забастовок и профсоюзных акций, попытка министра культуры Андре Мальро уволить директора Синематеки Анри Ланглуа вызвала бунт интеллектуалов в Париже и окрестностях.
К политическому вожаку левых радикалов Даниэлю Кон-Бендиту примкнули идейные лидеры "новой волны", Годар и Трюффо. Волнения охватили всю страну, и к маю 1968 года только на улицах Парижа сражались с полицией 30 тысяч студентов. Строились баррикады, горели машины, лилась кровь.
Для Трюффо и Годара консервативная культурная политика правительства Де Голля была частью ненавистного буржуазного миропорядка. Идеологи искусства "новой волны", отменявшего грань между жизнью и кинематографом, получили возможность пропагандировать свой метод не только на экране, но и на улице.
Против буржуазного миропорядка
На многотысячной манифестации, организованной Трюффо в поддержку основателя Синематеки (харизматичный и бескомпромиссный Ланглуа покровительствовал Трюффо и Годару с самого начала их карьеры в кинокритике и режиссуре), Годару разбили очки, а его жена, актриса Анна Вяземски, получила удар полицейской дубинкой по голове.
Для Годара и Трюффо культурная политика Де Голля была частью буржуазного миропорядка
В те дни, как вспоминает фотограф Раймон Депардон, даже "глянцевые" снимки кинодив становились политической хроникой.
"Мы все тогда были политическими фотографами! Потому что французская и парижская повседневность была крайне политизирована", - вспоминает Депардон.
Повоевав в Париже, в начале мая элитный десант во главе с Годаром и Трюффо, высадился на Лазурном берегу, где начинался 21 Международный Каннский кинофестиваль.
Уже к 13 мая, на третий день работы кинофорума, территория вокруг фестивального комплекса была оккупирована студентами и радикальными киноманами. В тот год на суд жюри под руководством писателя-антифашиста Андре Шамсона были представлены фильмы Карлоса Сауры, Клода Лелюша, Алена Рене, Александра Зархи, Доминика Делюша.
Но, по мнению кинокритика Годара, фильмы каннского конкурса были бесконечно далеки от актуального политического и художественного контекста.
"Здесь нет ни единого фильма, показывающего проблемы современных рабочих или студентов! - обратился Жан-Люк Годар к коллегам-манифестантам на бульваре Круазетт. - Мы опоздали!
Наши товарищи, студенты, подали нам пример, когда сражались здесь неделю назад!".
Это было заявление режиссера, считавшего, что "кино - это 24 кадра правды в секунду".
От слов перешли к делу: 18 мая 1968 года мятежники сорвали премьеру фильма Карлоса Сауры "Peppermint frappe" ("Охлажденный мятный коктейль"). Годар и Трюффо буквально повисли на занавесе, не дав ему раскрыться.
Конкурс был сорван, фестиваль - закрыт.
Советская делегация
А между тем из Парижа в Канн выехала на автомобиле советская делегация: съемочная группа фильма "Анна Каренина" во главе с режиссером Александром Зархи.
Работа Зархи над фильмом ''Анна Каренина'' шла мучительно трудно
Патриарх советского кинематографа, создатель "Депутата Балтики" (картина получила Гран-при на Международной Парижской выставке в 1937 году) и "Члена правительства", Александр Зархи в начале 1950-х был изгнан с "Ленфильма" и, как рассказывает его дочь Нина Александровна, долгое время не имел возможности работать.
"Папа не был "генералом" в отечестве - после кризиса 1948 года и расставания с Хейфицем, он практически восемь лет был безработным. Его второе режиссерское рождение состоялось только после успеха "Высоты" в 1956 году в Карловых Варах, но и после этого он числился на "Мосфильме" режиссером "четвертой категории", - рассказала в интервью BBCRussian.com заместитель главного редактора журнала "Искусство кино" Нина Зархи.
По ее словам, приглашение в Канн в 1968 году стало огромным событием в жизни советского киноклассика. "Анне Карениной" прочили фестивальный триумф, и особые надежды возлагались на Татьяну Самойлову (в роли Анны), уже проблиставшую на Круазетте в 1958 году с фильмом "Летят журавли" - единственным в истории советским фильмом, получившим Золотую пальмовую ветвь.
"Анна Каренина" отменяется
История создания "Анны Карениной" Зархи удивительным образом связана с Анри Ланглуа, который, сам того не ведая, стал крестным отцом проекта.
Папа не был "генералом" в Отечестве - после кризиса 1948 года и расставания с Хейфицем, он практически восемь лет был безработным. Его второе режиссерское рождение состоялось только после успеха "Высоты" в 1956 году в Карловых Варах, но и после этого он числился на "Мосфильме" режиссером "четвертой категории"
Нина Зархи
Александр Зархи, бытописатель советского настоящего и создатель образов коммунистов-суперменов, никогда до этого не работал с историческими сюжетами. Нина Зархи вспоминает рассказ отца о том, как ему позвонил вернувшийся из поездки в Париж Сергей Юткевич.
"Юткевич сообщил папе, что виделся в Париже с Ланглуа и тот спросил его, над чем сейчас работает Зархи, почему о нем давно ничего не слышно. "И что же ты ответил?" - поинтересовался папа. "А я подумал, собрался с духом, и сказал - кажется, Зархи будет снимать "Анну Каренину", - продолжает рассказ дочь режиссера.
По ее словам, первая реакция Зархи была: "Какая "Анна Каренина"!? С чего ты это вдруг ляпнул?"
Юткевич посоветовал другу перечитать Толстого, и через некоторое время был запущен в производство мегапроект, ставший одной из самых кассовых экранизаций в истории советского кино.
Работа над фильмом шла мучительно трудно. Александру Зархи пришлось доказывать руководству - от киночиновников до членов ЦК - что в роли Анны он видит только Татьяну Самойлову, актрису с непростой судьбой, к тому же еврейку по матери.
"Народ должен сам выбирать свою Анну", - говорили Зархи в ЦК и предлагали список советских кинозвезд с безупречной анкетой и репутацией.
В Канн делегацию фильма "Анна Каренина" собирали всем миром - Анастасия Вертинская (Кити) и Татьяна Самойлова (Анна) должны были предстать перед буржуазным фестивалем как образцовые советские женщины.
Зархи пришлось доказывать членам ЦК, что в роли Анны он видит только Татьяну Самойлову
"Отец вспоминал, что был очень расстроган, когда при подъезде к Каннам девушки попросили водителя "Совэкспортфильма" остановить машину - они хотели привести себя в порядок. Был вечер, и при свете фар Вертинская и Самойлова наводили макияж", - рассказывает Нина Зархи.
Но Круазетт встретил ничего не подозревавших советских кинематографистов темным безмолвием и плакатом: "Фестиваль закрыт". Первым же самолетом делегация "Анны Карениной" отправилась обратно в Москву.
"Папа вернулся из Канн со смешанным чувством: одновременно с горечью от того, что фильм так и не показали, он, как человек с сильной гражданской позицией, испытывал и гордость. Он гордился тем, что если не в СССР, то хотя бы в Европе остались еще реальные общественные силы. И эти силы могут быть представлены людьми искусства - кинематографистами, художниками, студентами", - говорит Нина Зархи.
Советские шедевры
Итак, сорок лет спустя, историческая справедливость будет восстановлена: в программе "Каннская классика" (Cannes Classiсs) в Канне покажут картины сорванного конкурса 1968 года. Для специального показа в Канне киностудия "Мосфильм" печатает новую копию "Анны Карениной" с английскими субтитрами.
'Летят журавли'' - единственный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь
Неофициальная фестивальная программа этого года включает еще один советский шедевр - фильм Михаила Калатозова "Летят журавли".
Полвека назад фильм был удостоен Золотой пальмовой ветви, и "Совэкспортфильм", впервые открывающий на бульваре Круазетт павильон России, готовит специальный юбилейный показ культовой военной драмы, вышедшей в 1958 в лидеры кинопроката не только в СССР, но и во Франции.
Французским прокатчиком фильма "Летят журавли" (Quand passent les cigognes) был тесть Франсуа Трюффо, Игнас Моргенстерн. Считается, что именно Трюффо, посмотрев фильм в Канне, сразу же порекомендовал отцу своей жены купить права на прокат.
Моргенстерн нажил на картине состояние, а в благодарность за дельный совет дал зятю денег на съемки первого полнометражного фильма. В ноябре 1958 года Франсуа Трюффо приступил к работе над "400 ударами". Дебют Трюффо стал началом "новой волны" в европейском кинематографе.
Обаяние советской классики
Сможет ли показ советской классики на набережной Круазетт возродить былую славу мощной кинодержавы или хотя бы вернуть российский кинематограф середины ХХ века в европейский контекст?
Классические советские фильмы сделаны с высочайшим качеством и профессионализмом, которые начисто отсутствуют в современных русских фильмах
Нина Зархи
По мнению заместителя главного редактора "Искусства кино" Нины Зархи, "классические советские фильмы сделаны с высочайшим качеством и профессионализмом, которые начисто отсутствуют в современных русских фильмах". "Конечно, даже такой новаторский для своего времени фильм как "Летят журавли" сегодня смотрится анахронизмом. Вместе с тем, в нашем старом кино было одно весьма притягательное качество, которое может заинтересовать и специалистов, и обычных зрителей, - сказала Нина Зархи. - Советское кино было обаятельно своей близостью к предмету. В нашей классике (я не говорю сейчас об исключительных фигурах типа Тарковского) не было пафоса дистанции. Советские фильмы подкупают обаянием близости автора и героя".
bbc.news.co.uk