Канн 2008: полная чегеваризация
Мария Бейкер
Для BBCRussian.com, Канн
Кульминацией фестиваля стал показ конкурсного спецпроекта Стивена Содерберга "Че". Дилогию на испанском языке продолжительностью в 4 часа 28 минут журналистам показывали с перерывом на обед.
Критики, скорее всего, оценят новое воплощение легендарного революционера
Вернее, с перерывом на бутерброд: бумажные пакеты с надписью CHE, в которых лежали бутылка воды, бутерброд с сыром и шоколадка, выдавали бесплатно - видимо, для того, чтобы значительная часть аудитории не покинула зал после первого фильма.
"Вот вам и экспорт революции", - невесело усмехались измотанные фестивальными буднями кинорепортеры, жевали бутерброды и обменивались впечатлениями от первой серии.
После семи лет прилежных исторических изысканий Содерберг и его сопродюсер исполнитель главной роли Бенисио дель Торо решили сосредоточиться на двух эпизодах из жизни аргентинского доктора, южноамериканского кумира и самого популярного революционера второй половины XX века, Эрнесто Че Гевары.
Первая серия картины с рабочим названием "Аргентинец" рассказывает о событиях 1956 года, когда Че плечом к плечу с Фиделем Кастро сражался за свержение режима Батисты и делал на Кубе революцию.
Зритель окунается в рутину партизанской жизни - военные лагеря, вербовка кадров, задушевные беседы с товарищами, песни у костра, перестрелки в лесах, марш-бросок по острову - пядь за пядью, дом за домом (иногда партизанам приходилось продвигаться к заветной стратегической точке по коридорам, прорубленным в стенах прижатых друг к другу домишек), городок за городком.
30-летний Че Гевара, харизматичный и бесстрашный, полный иллюзий и сил, сеет идеи коммунизма и электризует массы обездоленных кубинцев. В качестве политинформации для современных зрителей, понятия не имеющих о том, что происходило на Кубе 50 лет назад, Содерберг монтирует яркие картинки из партизанской жизни с черно-белыми псевдодокументальными сценами выступления триумфатора Че в ООН в 1964 году.
Революция как вредное производство
Личность Че привлекла меня как объект для фильма не только потому, что история его жизни читается как приключенческий роман, но и потому, что меня очень интересовали технические сложности, которые неизбежно возникают в процессе практического воплощения широкомасштабной политической идеи
Стивен Содерберг,
Режиссер
"Личность Че привлекла меня как объект для фильма не только потому, что история его жизни читается как приключенческий роман, но и потому, что меня очень интересовали технические сложности, которые неизбежно возникают в процессе практического воплощения широкомасштабной политической идеи", - комментирует проект Стивен Содерберг.
Если бы не фантастическая работа операторов, использовавших волшебство естественного карибского света, и не скупые фрагменты игровых диалогов, фильм мог бы сойти за увлекательное практическое пособие для начинающего революционера.
Во второй части - "Партизанская война" - Че Гевара, спустя 10 лет после кубинского триумфа, отправляется по заданию Фиделя в Боливию - экспортировать революцию. Однако то ли климат в высокогорной Боливии не благоприятствовал больному астмой Че (дель Торо кашляет всю картину), то ли ксенофобия местного населения и нежелание получавшего зарплату в СССР лидера боливийских коммунистов Марио Монхе нарушить инструкции из Москвы помешали кубинской команде добиться успеха.
"Партизанская война" - подробный и яркий видеодневник последнего года жизни легендарного Че, который он провел вдали от родины, семьи и камер папарацци, скитаясь по неприступным боливийским горам в бесплодной надежде повторить кубинский успех.
Голливудский тяжеловес Содерберг - режиссер трилогии о друзьях Оушена - мастер производственной темы. Работу соратников Че Гевары, как и работу друзей Дэнни Оушена, он снимает с подробно и выразительно, с азартом талантливого исследователя.
Во втором фильме идеологическая подоплека событий практически сведена на нет. Истощенный и больной Че, застрявший в боливийских чащах с кучкой друзей, выглядит скорее неутомимым искателем приключений, попавшим в смертельную переделку.
Итак, как можно заключить из фильма Содерберга, революция - это, прежде всего, теплая одежда, хорошее ружье и крепкие ботинки, а потом уже - марксизм, сталинизм и другие глобальные идеи.
Фильм "Че", приуроченный к 40-й годовщине гибели Че Гевары и 50-летию кубинского переворота, очень актуален для современного южноамериканского политического контекста и, безусловно, будет оценен критиками как качественный кинопродукт.
Говорят, в широком прокате фильмы дилогии "Аргентинец" и "Партизанская война" будут показывать по отдельности - по два часа с хвостиком в один присест.
Тарантино научит снимать кино
Каннский фестиваль вступает в финальную стадию. После "испытания" Че Геварой в конкурсе остаются еще два тяжеловеса: Вим Вендерс с мафиозной драмой "Встреча в Палермо" и американский сценарист и продюсер Чарли Кауфман, дебютирующий в режиссуре с трагикомедией "Синекдоха, Нью-Йорк".
За три дня до финала в рейтинге критиков, публикуемом журналом Screen International, лидирует камерная семейная драма турецкого режиссера Нури Бильгэ Джейлана "Три обезьяны", а вплотную за ней стоят "Подмена" Клинта Иствуда, "Вальс с Баширом" Ари Фольмана и "Молчание Лорны" братьев Дарденн. Приз международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ будет вручен в субботу днем, за несколько часов до объявления главных наград фестиваля. Между тем американцы не покидают Круазетт: героем нового фестивального дня станет Квентин Тарантино, который проведет мастеркласс под скромным названием "Урок кино".
news.bbc.co.uk