Rep Power: 19
|
Ответ: Мессия Ветхого Завета.
Если бы Ветхий Завет говорил о Мессии только в плане Его страданий, он мало что дал бы нам для понимания сути проблемы. Но Ветхий Завет предоставляет намного больше информации о Мессии, чем ее содержится в Исайи 53. Другие отрывки, относящиеся к Мессии, вызывают, как правило, много меньше споров (если вообще вызывают), нежели эта глава из Исайи. И если рассмотреть наряду с Исайей 53 эти тексты, мы получим дополнительную возможность убедиться в уникальности Мессии.
Уникальность Его рождения
Рассказав о возникновении мира, Ветхий Завет продолжает тему сотворения историей Адама и Евы. Сатана в обличьи змея обманывает Еву и убеждает ее нарушить заповедь Божию. Адам следует ее примеру. В результате грех входит в семью и жизнь людей. Теперь человек подвергается суду Божьему. И все же в момент падения Бог обещает будущее искупление. Обращаясь к сатане, Бог говорит: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15).
Ключевая мысль этого стиха выражена словами "семя жены". Само по себе это утверждение может показаться вполне обычным, но в контексте библейского учения оно представляет собой весьма необычное заявление. Ибо повсеместно в еврейских Писаниях родословия велись только по мужчине, и никогда по женщине. Нигде в библейских родословиях женщины не принимаются в расчет, потому что их участие в этом плане признается совершенно незначительными. И тем не менее, будущая Личность, Которая сокрушит голову сатаны, получив в ответ лишь маленькую рану на Своей пятке, произойдет не от мужчины, а от женщины. В библейском контексте это заявление звучит очень странно.
В противовес обычной библейской позиции, здесь прямо написано, что будущий Искупитель произойдет от семени жены. В Его рождении важна будет только Его мать. По какой-то причине, которая здесь не объясняется, Его отец совсем не берется в расчет. Это совершенно не стыкуется с библейским подходом к родословиям.
То, что этот стих считается мессианским, ясно из таргумов Ионатана и Иерусалимских таргумов. Более того, талмудическое изречение "пяты Мессии", по-видимому, взято именно из этого стиха. Но само Бытие не объясняет, как или почему этот Искупитель может быть назван "семенем жены", хотя это идет вразрез с библейскими канонами.
Многими столетиями спустя Израиль получил величайшего пророка в лице Исайи. Именно этому пророку суждено было объяснить значение и причины того, почему в происхождении Мессии будет иметь значение только семя женщины. Исайя писал: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14).
Сам факт, что появление этого Человека явит собой некое знамение, указывает на определенную необычность в отношении Его рождения. Другими словами, рождение не было обычным, ибо обычное рождение не подпало бы под требования слова "знамение". Оно должно было каким-то образом оказаться необычным, возможно, каким-то чудесным или, по меньшей мере, привлекающим внимание.
Само появление еврейского народа сопровождалось знамением рождения. Писания четко дают понять, что и Авраам, и Сарра намного превысили детородный возраст. Аврааму было девяносто девять лет, а Сарре восемьдесят девять. Утроба ее, конечно же, давно одряхлела, когда в Бытии 18 Бог обещал, что через год у Сарры родится сын. Это было тем знамением, посредством которого Бог сохранит Свой завет с Авраамом и произведет от него великий народ. Годом позже это знамение воплотилось в рождении Исаака, от которого произошел еврейский народ. Это было знамение, необходимое для подтверждения завета. Это было чудесное рождение.
Рождение Сына в Исайи 7:14 также должно было стать знамением - должно было в чем-то оказаться необычным. Но на этот раз необычная природа рождения проявилась не в престарелом возрасте матери. Оно стало знамением благодаря тому факту, что Сыну предстояло родиться от Девы.
Именно здесь обычно возникает еще один спор. Сегодня раввины утверждают, что еврейское слово АЛМА означает не "девственницу", а "молодую женщину". Но в результате они не могут никак объяснить, почему рождение от нее может быть знамением. Молодая женщина, дающая жизнь ребенку, - вряд ли в этом есть что-то необычное, ведь такое фактически происходит постоянно! Когда хотят показать, что АЛМА значит "молодая женщина", часто цитируют именно Раши. Раши действительно находит в Исайи 7:14 значение "молодая женщина" - возможно, по той же причине, по какой он видит в Исайи 53 олицетворение Израиля, а не Мессии. Причем отсюда вовсе не следует, что Раши всегда придавал слову АЛМА значение "молодая женщина". Это еврейское слово также встречается в Песни Песней Соломона (1:3 и 6:8). В этих стихах Раши признает за словом АЛМА значение "девы"! А потому, независимо от того, как Раши толкует Исайю 7:14, в других местах он использует слово АЛМА в значении "девственница". Более того, как признает сам Раши, многие еврейские ученые его дней считают, что АЛМА в Исайи 7:14 - это дева. На этом примере можно легко увидеть, что Раши в споре с христианством защищал свое понимание Исайи 7:14, изменяя самому тексту. Таким образом, как и в Исайи 53, Раши опять пошел против традиционного еврейского толкования.
Намного более авторитетным источником, чем Раши, является толкование семидесяти еврейских раввинов, которые примерно в 250 году до Р.Х. перевели Ветхий Завет на греческий язык (Септуагинта). Эти люди по времени жили ближе к Исайи, чем Раши, - почти на тринадцать столетий - и были ближе к оригинальному использованию этого слова. И все семьдесят раввинов перевели АЛМА словом parthenos - которое в греческом языке непосредственно обозначает "деву".
Но даже если бы слово АЛМА обозначало "молодую женщину", все равно следовало бы считать, что это слово относится к девственнице. Нельзя игнорировать тот факт, что это рождение должно было стать знамением - необычным рождением. А может ли быть знамение лучше, чем рождение от девственницы?
Таким образом, здесь и кроется тайна Бытия 3:15. Мессия произойдет от семени жены, потому что у Него не будет отца. Благодаря девству Своей матери родословие будет прослеживаться по линии Его матери, а не отца. Итак, в Исайи 7:14 поясняется смысл Бытия 3:15: Мессия войдет в мир через рождение от девы.
Место Его рождения
Был предсказан не только способ Его рождения, но также и место Его рождения. Место предсказал пророк Михей, современник Исайи. В Михея 5:2 мы читаем: "И ты, Вифлеем-Ефра-фа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных". Этот стих вызывает намного меньше споров у ортодоксальных раввинов, поскольку они все единодушно принимают, что Мессия произойдет из Вифлеема. Такой взгляд выражается в Библии Сончи-но - ортодоксальном еврейском комментарии на Ветхий Завет, где в качестве источника используются ранние еврейские комментарии.
Его родословие
Не вызывает споров и то, что Мессия произойдет от царя Давида. Это является основанием раввинистического определения титула Мессии, Сына Давидова. Из многочисленных отрывков, которые можно было бы здесь процитировать, мы ограничимся двумя, взятыми из Исайи:
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (11:1).
И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава (11:10).
Иессей был отцом Давида, таким образом, эти места указывают, что Мессия произойдет из дома Давида. С этим соглашаются все ортодоксальные иудеи. Другие отрывки, касающиеся этого же вопроса, будут процитированы несколько позже в другом контексте.
Страдания Мессии
То, что Мессии предстояло пострадать и умереть, признавалось ранними раввинами. Они говорили о Страдающем Мессии как Сыне Иосифа, отличая Его от Мессии, Сына Давида. Центральное обоснование этого взгляда находили в главе 53 Исайи, о чем мы уже говорили. Однако, поскольку Мессия является Сыном Давида, можно предположить, что некоторые события из жизни Давида предвосхищали Мессию. И действительно, пример тому мы находим в псалме 21:2-22, где говорится о страданиях Мессии:
Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, - и Ты не внемлешь мне, ночью, - и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: "он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему". Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
Словом, Бог оставил Мессию, и над Ним насмехаются, Его мучают люди, Его одежду делят между собой Его мучители. Он испытывает такую муку, что кости Его выходят из суставов, сердце Его разрывается, изливая кровь и воду, руки и ноги Его пронзены. Этот псалом во многом схож с Исайей 53, представляя более подробное описание страданий и агонии, через которые должен пройти Мессия. В Ялкуте рабби также относили этот отрывок к Мессии, Сыну Иосифа.
Мессия, Царь Израиля
Во всех случаях, которые мы обсуждали до сих пор, Мессия был описан как Муж, но Муж скорбей. Ему предстояло пострадать и умереть. Ранние рабби единодушно принимали Его в качестве Мессии и называли Мессией, Сыном Иосифа. Ибо как патриарх Иосиф пострадал от руки своих братьев, так предстояло пострадать и Мессии. Но другие места Писаний говорили о другом Мессии, не страдальце, но победителе. Не умирающем Мессии, но правящем Мессии. Рабби называли Его Мессией, Сыном Давида. Многое сказанное о Мессии Моисеем и пророками вращалось вокруг Мессии, грядущего с миром и собирающегося установить в Израиле мессианское царство. Мест, относящихся к этой теме, слишком много, чтобы пытаться перечислить их здесь, но два подобных места мы процитируем полностью. Следует отметить, насколько иначе описывается здесь Мессия по сравнению со всеми предыдущими отрывками, которые мы обсуждали. Поэтому неудивительно, что ранние рабби смутились и пришли к теории двух Мессий, каждый из которых приходил отдельно от другого. Первый наш отрывок - Исайи 11:1-10:
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и пре-поясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодои лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.
Как древние, так и современные рабби соглашаются с тем, что этот отрывок говорит о Мессии и мессианском веке. В отличие от предыдущих отрывков, здесь нет картины умирающего Мессии, Которого унижают и презирают люди. Картина, представленная нам, рисует Мессию правящего, Который принес покой и процветание всему миру. Этот мир нисходит до царства животных. Неправедные удалены судом, и различия в народах упразднены авторитетным словом Мессии. Познание Бога Израилева распространяется до тех пор, пока не станет достоянием всего мира. Теперь, когда Мессия принес покой и процветание, весь тварный мир обладает непосредственным знанием о сотворившем его Боге.
Вторая цитата, рисующая ту же картину, представлена в псалме 71:1-19:
Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, - и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; цари Фар-сиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного,; R. у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его; будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
Этот псалом в Талмуде относится к праведному правлению Мессии, и в таргумах первый стих звучит следующим образом: "Боже, даруй Царю Мессии Твой суд и Сыну Давида царя Твою правду".
Мидраш в своем толковании псалма следует таргумам и связывает этот псалом с Исайей 11:1, который мы цитировали несколько ранее. Более того, среди множества различных имен, которыми раввины Тал»»»» называли Мессию, было имя Иннон, данное на основании стиха 17 этого самого псалма. Итак, этот отрывок представляет иной взгляд на Мессию, нежели рассмотренные нами ранее в этой главе, в том числе и предыдущий. Таким образом, вырисовывается неоднозначная картина, представляющая серьезную проблему для любого, кто попытается понять, что Ветхий Завет говорит о Мессии. В других местах из Писаний, имеющих отношение к Царству Мессии, раскрываются еще два аспекта личности Мессии. Один из них - это Сыновство Мессии как Сына Божия, а другой - представление о Нем как Богочеловеке. Чтобы дать полноценную картину ветхозаветного понимания Мессии, необходимо также обсудить эти два момента, которых мы коснемся достаточно кратко.
|