Rep Power: 18
|
Ответ: Мессия Ветхого Завета.
Мессия как Сын Бога
Два места также указывают на то, что Мессия каким-то образом является Сыном Божьим. Первое - псалом 2, который в основном имеет отношение к Царствию Мессии, но который также касается того, что Мессия является Сыном Бога. Двенадцать стихов этого псалма звучат так:
Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею.
Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника".
Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Касательно этого псалма Раши признает: "Наши рабби относят его к Царю Мессии ". Хотя большинство ранних толкователей также относили этот псалом к Мессии, многие сегодняшние раввины скорее отнесут его к Давиду, чем к Мессии. Но слова псалма и сравнительная история совершенно исключают Давида в качестве возможного адресата этих слов. Бог обещает Тому, к Кому Он обращается, что отдаст Ему все владычество и всю власть над миром. История же ясно говорит, что Давид никогда не имел такого владычества над миром и никогда не обладал такой властью. То есть Давид исключается. Поэтому ранние рабби были правы, толкуя этот псалом как говорящий о Мессии, Который здесь признается Сыном Божьим.
В этом же псалме Бог предупреждает, что все должны подчиниться Сыну Божьему, Мессии. Те, кто откажется исполнить это повеление, понесут наказание. Но те, кто будет уповать на Мессию, веруя и доверяясь Ему, обретут в Нем спасение и новую жизнь.
Второе свидетельство исходит от мудрого царя, Соломона. В Притчах Соломоновых, глава 30, стих 4, мы находим серию из шести вопросов. Первые четыре вопроса относятся к определению одной и той же проблемы: кто сделал это? Вот они.
1. Кто восходил на небо и нисходил?
2. Кто собрал ветер в пригоршни свои?
3. Кто завязал воду в одежду?
4. Кто поставил все пределы земли?
Эти четыре вопроса Соломон задает, подразумевая, что ответ ясен. Когда мы размышляем над теми вещами, о которых говорится в этих четырех вопросах, совершенно очевидно, что только Одна Личность могла сделать все это: Сам Бог.
Теперь мы подходим к пятому вопросу: какое имя ему? Мы видим, что только Бог мог сделать это во всех четырех случаях, но теперь перед нами встает пятый вопрос: каково имя Бога? Никто не знает, как произнести Его имя, ибо в течение многих веков мы боялись произносить имя Господа всуе. А потому произношение его было позабыто. В еврейском языке оно писалось четырьмя буквами: YHVH. Это имя мы заменяли словом Адонай. В английском языке мы часто называем Его Иеговой. В русском языке более распространено имя Яхве. Итак, имя Его YHVH, великое Я ЕСМЬ. Итак, это Бог, великий Я ЕСМЬ, Который сотворил все сущее.
Теперь давайте перейдем к шестому и последнему вопросу, который находится в этом же стихе: и какое имя сыну его? Обратите внимание, как Соломон ставит этот вопрос. Первые четыре вопроса просили ответа на то, кто сотворил все эти вещи. Ответ был: все это сотворил Бог. Пятый вопрос был: каково Его имя? Ответ: YHVH, великий Я ЕСМЬ, является Его именем. Но затем Соломон задает каверзный вопрос, потому что он знает, что в тот момент библейской истории на него будет невозможно ответить. Вот почему он прибавляет к шестому вопросу под-вопрос "знаешь ли?". Вопрос же: и какое имя сыну его? Ясный подтекст этого вопроса заключается в том, что этот Бог, великий Я ЕСМЬ, имеет Сына. До времени жизни Соломона и позже мы не знали Его имени, потому что оно еще не было открыто. Такое нельзя назвать исключением в Писаниях. Например, на протяжении всей истории книги Бытия никто не знал имени Бога, потому что Бог впервые открыл Свое имя Моисею в книге Исход (3:14-15; 6:2-3). Люди, жившие во времена Бытия, знали, что есть Бог, но не знали Его имени. По этой же причине никто не знал имени Сына Божьего во всей истории ветхозаветного иудаизма. Но иудаизм Ветхого Завета знал, что у Бога есть Сын, ибо и Давид, и Соломон говорили о Нем.
Таким образом, мессианство обусловлено отношением Мессии к Богу как Сына к О.тцу. Во втором псалме это Сыновство самым очевидным образом соотносится с Царствием Мессии.
Концепция Богочеловека и Мессия
Другой момент, связанный с Царствием Мессии, - удивительная концепция Мессии-Богочеловека. Некоторые отрывки, касающиеся правления Мессии, добавляют совершенно новое измерение к пониманию Личности Мессии, делая Его человеком, но в то же время больше, чем просто человеком. Одним из таких отрывков является Исайя 9:6-7:
Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Шестой стих объявляет, что в еврейский мир приходит Сын, Который впоследствии возьмет управление миром в Свои руки. Стих 7 говорит о Нем как о мессианском потомке Давида и дает яркое описание Его правления, которое будет характеризоваться миром и справедливостью. Но в стихе 6 Он получает имена, которые могут быть применимы только к одному Богу. Чудный, Советник и Князь мира можно применить и к человеку, но Бог крепкий и Отец вечности - невозможно. Это новое измерение, представленное Исайей в отношении Личности Мессии, показывает, что Мессия должен быть человеком, потомком Давида, но в то же время Он Бог.
Таким образом, здесь объясняется сказанное Исайей двумя главами ранее: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве при-имет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14).
В стихе, который мы уже обсуждали, Исайя объявляет, что Сыну предстоит родиться от девы. Ему дадут имя Еммануил. В Библии, когда родители дают ребенку имя, оно отражает мысли родителей. Однако когда Бог дает имя человеку, оно отражает его истинный характер, который только Бог может предузнать. А значит, поскольку этому Младенцу Самим Богом дано было имя Еммануил, оно отражало настоящий характер этого Младенца. Что значит Еммануил! Оно значит С НАМИ БОГ. Итак, нам от девы родился Младенец, Который есть С НАМИ БОГ, или же БОГ СРЕДИ НАС1 Исайя далее (в главе 9) поясняет, что этот Сын является потомком Давида и Он называется здесь Самим Богом. Так Исайя совершенно недвусмысленно представляет Мессию в качестве Богочеловека.
Но не только один Исайя представляет такую картину. Иеремия повторяет вслед за Исайей в главе 23, в стихах 5-6:
Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"
Здесь также Потомок Давида воцаряется на престоле Давидовом, и Его правление характеризуется миром и безопасностью Израиля. Но Ему дано имя Самого Бога, которое может принадлежать одному только Богу, -Адонай Цид-кену - "Яхве Праведность наша". Это и есть YHVH, то самое имя, которое Бог открыл Моисею как Свое личное имя - Я ЕСМЬ. Так будущий Мессия Израиля еще раз показан как человек, с одной стороны, и в то же время как Бог, с другой. Что касается концепции Богочеловека, то она относится к царствованию Мессии.
Таким образом, можно подытожить рассуждения о ветхозаветном портрете Мессии. С одной стороны, Он - Страдающий и Умирающий Мессия. С другой, Он - Побеждающий и Правящий Мессия, названный Богом и Сыном Бога. И рабби пришли к решению сформулировать учение о двух Мессиях: о Мессии, Сыне Иосифа, и Мессии, Сыне Давида.
Но это не единственно возможный вариант.
|