Возвращается каждый четвертый. Но ждут ли их здесь?
75% выехавших мигрантов в течение последних шести лет хоть раз возвращались в Армению. А каждый четвертый мигрант подпадает под категорию постоянно возвращающихся. Общее число вовлеченных в миграционные процессы в 2002-2007 годах составляет порядка 230 тыс. человек, что чуть меньше 10% от постоянного совершеннолетнего населения Армении.
Эти данные выявлены в исследовании "Возвратившиеся в Армению мигранты в 2002-2008гг.", проведенном общественной организацией "Передовые социальные технологии" при содействии Ереванского офиса ОБСЕ и при участии миграционного агентства Минтерриториального управления Армении. В ходе исследования было опрошено 2500 домашних хозяйств в Ереване, 21 областное и 43 сельских населенных пунктов, отбор которых проводился методом случайной выборки.
ЭТО ТРЕТЬЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МИГРАЦИИ. И параллели весьма красноречивы. За последние годы 94% выехавших - трудовые мигранты, и лишь 3% отметили намерение остаться за рубежом, по 2% - студенты, желающие продолжить учебу за пределами Армении, и отправившиеся в поездки с иными целями.
Между тем до 2002 года 32% выезжали за пределы Армении с твердым намерением остаться на постоянное проживание в стране пребывания. Таким образом, авторы исследования отмечают существенные изменения ситуации, когда по сравнению с 90-ми годами из-за ухудшения экономического и социального положения из Армении эмигрировало на постоянное местожительство за рубеж порядка 800 тыс. - 1 млн человек.
Теперь картина иная. Согласно исследованию, с января 2002 года количество выехавших из Армении на постоянное местожительство составляет от 25 тыс. до 37 тыс. человек (примерно 1,3% населения страны). Студенческая миграция составляет порядка 7 тыс. человек (0,3% населения республики). Причем больше всего на учебу выезжали ереванцы (58%), много котайкцев и 8% - из районов. В то же время наибольшее количество трудовых мигрантов отмечено из сельских районов (44%), 23% приходится на столицу и треть - на остальные города республики.
Примерно такая же картина с постоянными мигрантами (т.е. выехавшими на постоянное местожительство, но по тем или иным причинам возвратившимся в Армению). Так, 45% постоянных мигрантов - выходцы из областных городов, 28% - ереванцы и 27% - сельские жители.
По темпам трудовой миграции опережают Ширак, Гегаркуник, Арагацотн, Вайоц Дзор и Тавуш. Особенно активны выходцы из Гегаркуника и Тавуша. В целом 15% населения Гегаркуника в той или иной мере вовлечено в миграционные процессы, тем самым он сохраняет за собой первенство по активности.
САМОЙ ЖЕЛАННОЙ ДЛЯ МИГРАНТОВ ОСТАЕТСЯ РОССИЯ (96%). 71% постоянных мигрантов обосновался в РФ, 56% учащихся также выбрали эту страну, и только 26% выбрали европейские страны
Что касается профессиональной дифференциации, самыми инертными оказались специалисты по информационным технологиям - 1000 мигрантов. При условии, что в стране 21 тыс. специалистов, а безработица по этой сфере 20%. Лидерство в миграционных процессах за экономистами (11 тыс. выехавших). Кстати, из 146 тыс. специалистов в этой сфере, т.е. каждый третий (30%), в стране не имеет работы. Не отстают от экономистов архитекторы и строители (11 тыс. чел.), немного уступают гуманитарии и обществоведы (9 тыс.), педагоги и инженеры (по 7 тыс.), врачи (6 тыс.), специалисты по естественным наукам, деятели из сферы искусства и культуры (по 5 тыс.), агрономы (4 тыс.), транспортники (3 тыс.) и сотрудники предприятий легкой промышленности (2 тыс.) Поскольку последняя специальность - "женская", то и миграционные показатели здесь низкие. Ведь в основном у миграции мужской облик: 90% трудовых мигрантов, 79% от всех мигрантов и 51% выехавших на постоянное местожительство - представители сильного пола. Причем средний возраст - 38 лет. В целом же мигрируют мужчины в расцвете сил - от 25 до 54 лет. Таким образом, доля мужского населения в стране сократилась до 42-44%. Это не может не сказаться на демографической ситуации в Армении.
Поэтому важно, чтобы возвращающиеся из миграции могли обрести себя на родине. Между тем далеко не каждый может адаптироваться в новых реалиях нашей жизни. Порядка 10% высококлассных специалистов (90 тыс. чел.) за последние годы выехали в поисках лучшей доли. Таковой они считают любую работу в униформе - так называемые синие воротнички - 80%. Из них 24% смирились с тем, что выполняют неквалифицированную работу. Как выяснилось в ходе исследования, 70% мигрантов были заняты на строительстве, 10% - в торговле, 6% и 5% - в производстве и только 4% нанимались нянями и сиделками.
СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАБОТЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В АРМЕНИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ МНОГОКРАТНО РАЗНЯТСЯ. Если в России и США они зарабатывали от 600 до 1000 долларов, то за аналогичную работу здесь им могут предложить в три раза меньше. Между тем поставленные в жесткие рамки конкуренции они уже успели на чужбине приобрести бесценный опыт и навыки, выучить языки. А те, кто готов основать свой бизнес, оказываются перед непробиваемой стеной налоговых пут и неписаных законов коррумпированных чиновников. Элементарный процесс оформления документов затягивается на месяцы, пока "клиент не созреет" и чинуше на лапу не выплатит. Возможно, этим объясняется нежелание реэмигрантов основать здесь собственное дело, и через некоторое время они повторно выезжают.
Тем не менее 60% возвратившихся навсегда уже нашли работу в Армении. Примечательно, что из временных возвращенцев порядка 70% также устроились на работу или подыскивают ее. Это свидетельствует о том, что даже временно возвратившиеся заинтересованы в том, чтобы трудиться в Армении, - была бы возможность. Кстати, эту возможность им предоставляет в основном частный сектор. Нет сомнений: именно заработок, социально-экономические условия станут тем стимулом, который удержит людей от намерения выехать. Тем более что домой они возвратились прежде всего ради будущего детей, чтобы их социально адаптировать, дать им армянское воспитание, защитить от нападок национал-радикалов и дурного влияния свободных нравов, таящих потенциальную угрозу наркомании и разгульной жизни.
На сей раз они бежали от хапуг в милицейской форме, злоупотребляющих служебным положением, и не хотели смириться с новой миграционной политикой, которая делает их бесправными на чужбине. Но найдут ли здесь они оплот, примет ли их страна обратно или вновь вынуждены будут собираться в дорогу в поисках лучшей доли для себя и детей?
Но и на родине не действуют принятые для трудовых мигрантов законы, до них не доходят программы, нацеленные на решение их проблем.
Марта АХНАЗАРЯН
http://www.haylife.ru/content/16/2099.html