раз, два, три .... и все)
Join Date: May 2007
Location: Самара
Age: 37
Rep Power: 27
|
Re: Коротко о главном...
Транзитная сверхдержава
Али Алиев, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Турция сделала еще один шаг к превращению в региональную транзитную сверхдержаву — теперь через ее территорию пойдет не только российский и прикаспийский, но и иранский газ. После подписания турецко-иранского газового соглашения проект Nabucco получил мощную ресурсную базу и может быть реализован в намеченные сроки.
Турция и Иран в среду подписали соглашение о совместной разработке месторождения «Южный Парс» — крупнейшего газоконденсатного месторождения в мире, запасы которого оцениваются в 14 трлн кубометров газа. Документ подписан министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом и министром нефти Ирана Сеидом Месудом Мирказеми в ходе визита турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в Иран.
Как сообщил турецкий министр, стоимость проекта оценивается в 4 млрд долларов. По его словам, на проектную мощность добычи 35 млрд кубометров газа в год стороны планируют выйти уже через несколько лет. «Мы начнем работы в начале ноября. Соглашение предусматривает для Турции возможность торговли природным газом и вторичными продуктами. Половина объемов топлива будет реализовываться в Турции или через ее территорию», — отметил турецкий министр. Это означает, что Турция получит право продавать с «Южного Парса» 17,5 млрд кубометров газа в год.
Как особо подчеркнул Йылдыз, в связи с подписанием документа «Иран может стать одним из поставщиков природного газа для газопровода Nabucco». Проект Nabucco предусматривает строительство газопровода из турецкого Эрзурума до газового хаба в австрийском Баумгартене, причем запуск первой очереди намечен на 2011–2014 годы. Первая очередь газопровода рассчитана на транспортировку 8 млрд кубометров газа, а затем объем поставок газа в страны Евросоюза через Nabucco может достичь 31 млрд кубометров в год.
Впрочем, как отмечает директор департамента НКГ «2К Аудит — деловые консультации» Александр Шток, говорить о том, что Nabucco получил ресурсную базу, пока преждевременно. При проектировке газопровода Иран вообще считался лишь запасным вариантом для поставок газа в ЕС. «Сегодня политическая ситуация вокруг Тегерана крайне нестабильна, мировым сообществом введен ряд экономических санкций против Ирана. Поэтому как будут строиться отношения Турции и Ирана, предсказать довольно сложно. Впрочем, иных вариантов для заполнения Nabucco сегодня не имеет», — считает аналитик.
Стоит отметить, что в последние годы турецкое руководство все активнее стремится превратить страну в одного из главных поставщиков углеводородов в Евросоюз. И хотя Турция не располагает для этого собственными запасами газа и нефти, она у»»»»» добивается возможности реэкспорта газа других производителей, так как все основные маршруты альтернативных российским поставок газа в Европу проходят через ее территорию. Однако страны-производители настаивают на участии Турции в этих проектах только в качестве потребителя и транзитера.
Так, к примеру, в настоящее время Баку и Анкара ведут нелегкие переговоры по заключению транзитного соглашения для транспортировки азербайджанского газа в Европу. Но, несмотря на то что переговоры ведутся на протяжении длительного периода, практических результатов они пока не принесли [1]. Пока Азербайджан остается единственной страной, давшей твердые гарантии по поставкам в Nabucco. Однако если иранский газ все же дойдет до Nabucco, позиции Азербайджана в газовом споре с Турцией будут значительно ослаблены.
По мнению Александра Штока, на сегодняшний день отсутствие гарантий по поставкам является основным минусом Nabucco. Устранив его за счет турецко-иранского партнерства, европейский проект получит преимущество перед российско-итальянским «Южным потоком». Впрочем, вряд ли это обстоятельство отразится на реализации South Stream.
Что касается влияния турецко-иранского соглашения на другие государства, то пока сложно оценить масштаб события, поскольку неясно, будет ли газ с юга Ирана поставляться к северным к границам и в каком объеме. Евросоюз, если Турция обеспечит поставки иранского газа в Nabucco, будет только приветствовать данное соглашение. К тому же Турция станет, возможно, своеобразным буфером, что позволит ЕС абстрагироваться от прямых отношений с опальным Тегераном.
Россия же в случае поступления иранского газа на европейские рынки получит нового сильного конкурента, учитывая перспективы развития газовой отрасли в Иране. Особенно если учесть, что Турция уже имеет контракт с Туркменией на приобретение 30 млрд кубометров газа. Однако этот вопрос связывался с прокладкой Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан с последующей транспортировкой газа в Турцию. Москва приложила немало усилий, чтобы «похоронить» этот проект и сохранить контроль за транзитом туркменского «голубого топлива». Теперь же Ашхабад получает еще один транспортный коридор для экспорта своего газа в обход России.
Но наибольшее удовольствие от турецко-иранских договоренностей испытывают, похоже, в Ереване. Как пишет армянское информационно-аналитическое агентство News.am, Россия притягивает в газопроводы «Южный поток» и «Голубой поток» ресурсы Средней Азии, а Турция обеспечивает выход на европейский рынок иранского газа. «В создаваемом энергетическом треугольнике Турция—Иран—Россия ключевую роль может сыграть Армения. Во всяком случае, за последние годы Россия медленно, но верно создавала на армянской территории мощный электроэнергетический плацдарм. А если учесть и наличие газопровода Иран—Армения, то перспективы Еревана после разблокирования армяно-турецкой границы станут более чем заманчивыми», — полагает агентство. «Азербайджану же остается одно — и далее кормить Европу завтраками, клянчить у Турции компенсацию за поставленный по бросовой цене газ, а также пытаться заручиться поддержкой Москвы, поставляя “Газпрому” смешные объемы газа (500 млн кубометров) по периферийным маршрутам», — не без злорадства отмечает News.am.
|