Re: Коротко о главном...
Соседей не выбирают
О своем отношении к подписанным протоколам в интервью «Эксперту» рассказал директор ереванского Института публичной политики Ованнес Никогосян
– Каково ваше отношение к подписанным протоколам?
– Однозначно позитивное. Наконец-то армяно-турецкие отношения стали обсуждаться не только на конференциях, но и на государственном уровне. Кроме того, факт начала армяно-турецких дискуссий позволит туркам лучше понять Армению и нашу совместную историю. В 2005 году имел место соцопрос, и 25 процентов респондентов в разных городах Турции ответили, что Армения – это страна, в которой большинство населения исповедует иудаизм, которая имеет доступ к трем морям и что это государство с 20−миллионным населением. Это нужно менять. Нам необходимо осознать, что соседей не выбирают, а ищут пути сожительства, так скажем, на перспективу.
– Критики протоколов утверждают, что в них Армения в обмен на открытие границы фактически начинает замыливать вопрос о геноциде. Не слишком ли большая цена за подписание протоколов?
– Эти протоколы создают лишь ту необходимую правовую форму, в рамках которой будут протекать двусторонние дебаты. В «Дорожной карте», прикрепленной ко второму протоколу, действительно идет речь о создании межведомственной, межправительственной подкомиссии. Но это не подкомиссия по изучению исключительно геноцида. Не забывайте, что около 25 стран признали и осудили на государственном уровне геноцид армян. Цивилизованный мир уже признал и осудил геноцид. Так что обсуждать этот вопрос в каких-то научных форумах между Арменией и Турцией уже не представляется возможным.
В рамках этой подкомиссии с чисто юридической точки зрения на межправительственном уровне, а не на научном могут изучаться вопросы общего исторического характера. Например, налог на богатство 1942 года, который был применен по отношению к немусульманскому населению Турции и нанес огромный ущерб благосостоянию армян, проживающих в Турции.
– Но ведь турки-то будут говорить международному сообществу, что это комиссия о геноциде. И если в некоторых других странах шла дискуссия о том, признавать или не признавать геноцид, то теперь в этих странах скажут: «Пусть сначала армянские и турецкие историки все обсудят, а потом и мы решим».
– Вот для этого и существует дипломатия. Если в какой-то момент станет ясно, что турки двигают дискуссию по ложному пути, то тогда армянская дипломатия должна высказать свое специальное мнение. И я просто уверен, что Армения после этого не будет участвовать ни в каких контактах. А для мира как бы станет ясно, что Турция ведет себя непорядочно, хотя в политике нет места морали.
|