Третий преемник Путина
Премьер-министр РФ
Михаил Фрадков подписал сегодня распоряжение о распределении обязанностей между первыми заместителями председателя правительства и заместителями премьер-министра.
Первый вице-премьер
Сергей Иванов будет курировать: промышленность, транспорт, науку, все «то, что называется реальной экономикой, включая военно-промышленный комплекс, на который делается серьезная ставка в диверсификации экономики, придании ей инновационного характера, сказал Фрадков. Кроме того, в сферу его ответственности входит связь, обеспечение национальной обороны и правоохранительной деятельности, атомная и космическая сферы. У Иванова появится новая комиссия по промышленности, технологиям и транспорту.
Первый вице-премьер РФ
Дмитрий Медведев будет отвечать за: государственную политику в сфере образования, здравоохранения, за социальные вопросы, приоритетные национальные проекты, жилищную политику, государственную политику в сфере природопользования, недра, демографическую политику.
Вице-премьер
Александр Жуков будет курировать: законопроектную деятельность, бюджетные и межбюджетные отношения, основные направления социально-экономического развития, миграционную политику — все, что связано с макроэкономикой.
Вице-премьер
Сергей Нарышкин будет отвечать: за внешнеэкономические связи, отношения с СНГ, имущественный комплекс и будет продолжать управлять аппаратом правительства. Нарышкин будет возглавлять вместо Иванова комиссию по экономической интеграции со странами ЕС и СНГ.
Нарышкину дали „режим наибольшего благоприятствования“
Новый вице-премьер российского правительства Сергей Нарышкин пользуется режимом наибольшего благоприятствования со стороны экспертного и медийного сообщества. На недавнем совещании в Кремле замглавы президентской администрации Владислав Сурков порекомендовал политологам воздерживаться от резких оценок Нарышкина и его деятельности. Возможно, Кремль приступает к информационной раскрутке Нарышкина, который со временем может потеснить и Дмитрия Медведева, и Сергея Иванова в роли преемника, считает газета РБК Daily.
По словам информированного источника газеты, на днях состоялась встреча замглавы президентской администрации Владислава Суркова, курирующего внутреннюю политику, с ведущими российскими политологами и некоторыми журналистами. „Такие встречи происходят регулярно, и последняя также была достаточно рутинна“, — уточнил источник. По данным издания, на этой встрече политологам было настоятельно рекомендовано воздерживаться от оценок Нарышкина на посту вице-премьера.
Формально рекомендация Суркова была спровоцирована банальными трениями по поводу раздела полномочий между департаментами внутренней и внешней политики в президентской администрации. А поскольку Нарышкин отвечает за внешнеэкономические связи и его деятельность курирует департамент внешней политики, которым руководит Сергей Приходько, то критиковать работу Нарышкина политологам, проходящим по „ведомству“ внутренней политики, было бы некорректно.
Однако некоторые эксперты усматривают и другие причины беспрецедентной просьбы высокопоставленного кремлевского чиновника. По мнению заместителя гендиректора Центра политтехнологий Алексея Макаркина, „сейчас Путин выстраивает систему сдержек и противовесов, которая бы ограничивала возможности следующего президента и позволяла ему самому сохранить функции арбитра после ухода с президентского поста“.
В этой системе Нарышкин может стать ключевой фигурой, более значимой, чем „ястреб“ Сергей Иванов и „либерал“ Дмитрий Медведев. На протяжении последних лет Нарышкин был одним из „серых кардиналов“ правительства, куратором многих значимых реформ: миграционного законодательства, перераспределения функций таможенных органов. Являясь правой рукой премьер-министра, Сергей Нарышкин политически ближе к президенту, чем сам Михаил Фрадков.
На близость к президенту указывают и некоторые факты биографии Нарышкина. Примерно в одно и то же время они работали на схожих должностях в мэрии Санкт-Петербурга — главной кузнице кремлевских кадров. Карьера обоих резко пошла вверх после назначения в администрацию президента. И если Путин стартовал в президенты с должности премьера, то Нарышкин, получив пост вице-премьера, может потеснить Михаила Фрадкова в любой удобный для Кремля момент.
Не все эксперты разделяют точку зрения насчет Нарышкина-преемника. По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, стремительная карьера Нарышкина скорее всего увенчается премьерским креслом после выборов 2008 года.
Евгений Киселев: Нарышкин может стать фигурой, устраивающей всех
Уже почти неделю „политические животные“ в Москве только и обсуждают новые правительственные назначения, о которых президент Владимир Путин объявил в минувший четверг, пишет Евгений Киселев в статье в газете The Moscow Times (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Многим из комментаторской братии кажется, что все достаточно очевидно: президент Путин решил, что в игре должно быть как минимум два преемника, и что они должны посостязаться между собой на президентских выборах в марте 2008 года. Бывший министр обороны Сергей Иванов, до недавнего времени воспринимавшийся как „запасной“ кандидат в преемники, теперь уравнен в статусе с предыдущим фаворитом, первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. Одновременно Иванов избавлен от непопулярной ответственности за происходящее в пронизанной скандалами армии. Теперь у нас два первых вице-премьера, каждый из которых давно является близким и доверенным союзником Путина и абсолютно лоялен по отношению к нему.
Путин отныне избавлен от неприятной необходимости выбирать между ними самостоятельно. Иванов с Медведевым будут имитировать предвыборную борьбу между собой, а выбор пусть делают избиратели.
„Слово „имитация“ не случайно, потому что президент, я уверен, будет тщательно контролировать предвыборную кампанию. Кремлевские инсайдеры, например, утверждают, что он уже лично следит за тем, чтобы на государственном (то есть, практически на всем) телевидении Иванова и Медведева показывали в равном количестве“, — утверждает Киселев.
Интересно, что практически никто не задается вопросом: а не означает ли возвышение главы аппарата правительства Сергея Нарышкина в ранг вице-премьера, что он отныне становится потенциальным кандидатом на пост президента в 2008 году?
Понятно, что Нарышкин – практически никому не известный чиновник, но это не умаляет того, что действительно важно: став вице-премьером, Нарышкин приобрел статус политической, публичной фигуры. Это дает ему базу, с которой можно двигаться дальше. Ведь ровно этим же путем пришел Путин, который тоже был никому не известным высокопоставленным чиновником, прежде чем его назначили премьер-министром в 1999 году.
Нарышкин, как рассказывает знающие его люди, прекрасно образован, энергичен и обаятелен. Это блестящий администратор, который сумел поставить под жесткий контроль всю работу правительственного аппарата. Ни одна бумага не выходит оттуда, ни одно решение не принимается без его ведома. У Нарышкина прекрасные отношения с Фрадковым, но ни для кого не секрет, что Нарышкин – человек Путина. Он был приставлен к Фрадкову приглядывать за ним, точно так, как в свое время Дмитрий Козак, другой член путинского узкого круга, был приставлен к тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову.
Как знать, не окажется ли в будущем Нарышкин той самой консенсусной фигурой на роль кандидата в президенты, которая будет приемлема для всех группировок политической элиты? Борьба в преддверии президентских выборов только разворачивается, и в ней не все так просто, как выглядит на поверхности, считает Киселев.