Когда-то постила это в хайастане, теперь в тему подходит сюда
Как пример гендерных стереотипов в армянском обществе
Тамара ОВНЯТАНЯН,
обозреватель газеты «Новое Время», Ереван.
Я готовилась к докладу о мониторинге гендерных стереотипов в армянской прессе. Но, пожалуй, сейчас я остановлюсь на опыте и проблемах, которые возникли в процессе обретения этого опыта. Я сама с 1997 года участвую в работе Ассоциации женщин с университетским образованием. Сказать, что я постоянно пишу только о женщинах, нельзя. Может быть, раз в месяц выходят такие статьи, что я уже считаю достижением. Практически все журналисты, которые пытаются на эту тему писать, испытывают трудности. В том числе стилистические: у многих есть устойчивое представление о том, каким должен быть материал о женщинах в серьезном издании, и это представление довольно патриархальное. Самое интересное, что большинство обладательниц такого подхода — сами женщины.
Яркий пример — высказывания депутатов. «Что же вы от меня хотите? — говорит один народный избранник. — Мы привыкли, что если я сижу с женщиной и подходит мужчина пригласить на танец, — естественно, она не танцует. Вы что, хотите, чтобы она танцевала?» В том плане, что к той женщине, которая сама принимает решения, наше общество не готово. Это все встроено в наше сознание. Это та гендерная цензура, о которой мы так много говорим.
Широко известна проблема сексуальных домогательств на работе. Сказать, что она с трудом проходит в прессе, нельзя. Об этом-то как раз говорится много. Почему? Потому что это «клубничка». Ни о каких серьезных причинах проблемы обычно не говорится, но активно приводятся некие суждения женщин, которые едва ли не сожалеют о том, что не стали жертвами домогательств.
«Оказывается, что среди целых 170 опрошенных по всей Армении женщин при поступлении на работу с сексуальными домогательствами столкнулось 8% дам. С 20% это произошло уже после поступления на работу, 30% хотят работать, но, не в пример чесальщицам и мотальщицам из известной юморески, боятся, что их начнут домогаться, и уж совсем забавная цифра — к 33% опрошенных на работе, увы, никто не приставал, но от знакомых они слышали, что такое случается». Вот такую статью охотно печатают, она отражает как будто бы ожидания и настроения аудитории, хотя основной смысл подобной публикации — воспроизведение самых дремучих стереотипов и штампов дурного вкуса.
И с понятием «феминизм» все не так просто. Это слово по-прежнему ругательное. Недавно я предприняла небольшой опрос депутатов на эту тему. Ответы получились впечатляющие. Большинство определили феминизм как явное отклонение от нормы, что-то вреде болезни, очевидное меньшинство — как деятельность женщин, которую надо поощрять в определенных пределах, а некоторые вообще не определились: мол, если вы скажете, что это такое, мы вам объясним, как к этому относимся. Неудивительно, что и многие журналисты думают так же.