Кензо Такада
Кензо – это не просто гениальный восточный дизайнер, которого все знают лишь по имени и называют «самым европейским из всех японских модельеров». Это – уникальное явление в моде, которое можно по-настоящему ощутить, лишь задействовав в полной мере все данные человеку органы чувств. От наслаждения пряными, магическими ароматами до созерцания экзотических образов, созданных в его коллекциях, от неведомых доселе тактильных ощущений, возникающих при соприкосновении с редкими тканями, до завораживающей музыки на его показах – именно так происходит знакомство с творчеством самой простой и загадочной персоны из Страны Восходящего Солнца.
Кензо Такада (Kenzo Takada) родился в Киото, на юге Японии в 1940 году. Сложившиеся десятилетиями традиции в его образцовой семье почитались как наивысший закон, поэтому путь ребенка был предопределен: Кензо должен был стать литератором. Однако мальчик уже в столь юном возрасте имел собственные убеждения. Он идет наперекор родителям и уезжает в Токио. В столице Кензо устраивается простым маляром, каждый день с нетерпением ожидая вечерних курсов в художественной студии.
В 1958 году Такада поступает в Школу Моды Bunka Gakuen. Его совсем не смущает, что на его курсе одни девчонки, вечно хихикающие над столь «немужским» выбором Кензо. Но постепенно однокурсницы начинают все больше уважать его, осознавая, что он, как ни странно, талантливее всех их вместе взятых. Одним из первых доказательств стала победа молодого дизайнера в престижном национальном конкурсе Soen в 1960 году. Сразу после триумфа молодого таланта приглашает на работу сеть магазинов Sanai, и Кензо начинает шить одежду для девочек, демонстрируя необыкновенную работоспособность: дизайнер создает не менее 40 интереснейших моделей в месяц.
Сначала работа очень вдохновляет дизайнера, но спустя 3-4 года она уже кажется ему однообразной. Париж - вершина модного Олимпа – вот что манит Кензо. И он бросает все, переезжая в столицу Франции в 1964 году. Однако там его никто не ждет: Европа в то время была во власти абсолютно иной философии. Целеустремленный японец проводит несколько самых сложных месяцев в своей жизни, пока ему удается мало-мальски устроиться, и вновь начинает рисовать эскизы одежды, предлагая их самым знаменитым маркам. Именно тогда Кензо впервые замечают: 5 его моделей пришлись по вкусу знаменитому кутюрье Луи Феро (Louis Feraud), и Такада очень быстро приобретает известность в fashion-кругах, начиная работать с несколькими крупными производителями, среди которых - Pisanti и Relations Textiles.
В 1970 году, когда у Кензо Такада уже была готова полноценная коллекция, дизайнер случайно находит полуразвалившийся старинный магазинчик. Своими руками – тут-то и пригодился опыт маляра! – модельер делает там ремонт, создает недорогой, но весьма оригинальный интерьер и выставляет там свою линию одежды. Именно тогда искушенные парижанки обращают внимание на японского гостя, стиль которого очаровал их мгновенно.
Главное, что привлекло в то время жительниц Европы в одежде от Кензо, – ощущение гармонии, которое она дарила. Нет, конечно, это было еще не самое лучшее, что сделал за свою успешную карьеру талантливый японец, однако те вещи в стиле casual были выполнены исключительно из высококачественного хлопка, имели более широкие прорези для рукавов и непривычно удобную линию плеча. Уже на следующий год Кензо становится знаменитым на весь мир, а его столь успешный бутик «Jungle Jap» американский Vogue называет новой ступенью в развитии парижской торговли готовой одеждой. В 1972 Такада устраивает первое крупное дефиле на вокзале Orsay, которое ожидет ошеломляющий триумф.
В 1975 году для Кензо наступает момент истины: несмотря на свой успех в Европе, он испытывает огромное волнение перед первым показом на своей родине. Опасения были напрасными: Токио принимает своего дизайнера с восторгом, а два года спустя такой же успех ожидает его в Нью-Йорке. Кензо называют «Великим Белым дизайнером» благодаря невзначай оброненной кем-то фразе, хотя на самом деле Такада как раз не жалует своим вниманием белый цвет. Его коллекции представляют собой феерический калейдоскоп оттенков и самых замысловатых линий: этот стиль было невозможно ни скопировать, ни перепутать с другим.
В 1990 году империя Кензо расширяется за счет мужских коллекций, джинсов, детской одежды и, конечно же, абсолютно уникальной парфюмерии.
Излюбленные мотивы Кензо – цветы и листья, и даже самые знаменитые его духи – во флаконе-листе. Дизайнер обожает принты в виде шкур животных, вариации на тему шотландки и смелые комбинации цветов. Такада ввел в моду простые, даже слегка детские силуэты – шорты до колена, мини-пальто, платья-свитеры, огромные береты и, конечно же, рукава-кимоно. Национальный японский костюм вообще стал начальной базой для творчества дизайнера, однако Кензо черпал вдохновение не только в истории кимоно. В своем творчестве он по-новому интерпретирует и испанские болеро, и традиционные австрийские жакеты, и индийские брюки, и китайские туники.
В 1999 году Кензо Такада создал свою последнюю коллекцию в стенах собственного Дома моды. Эстафету перенял холдинг LVMH, а художественным директором Kenzo стал Жиль Розье (Giles Rosier). Разумеется, все не было так просто и безболезненно: передача прав на мировой брэнд проходила со скандалами и судебными разбирательствами. Однако сам Розье порадовал своей бережной и виртуозной интерпретацией лучших традиций стиля Kenzo: в октябре 2001 года он представил коллекцию на тему экзотических тропиков, основным стилистическим приемом которой становится яркая и роскошная вышивка на белой и серой ткани.
Но сам Кензо Такада вовсе не планировал исчезать. Сначала он создает новый лейбл «Yume», затем придумывает коллекцию одежды в японском стиле для крупнейшего в Европе каталога La Redoute.
Спустя два года Жиль Розье также уходит для работы над собственным лейблом, а дизайнером Kenzo становится Антонио Маррас (Antonio Marras). Его шоу на Неделе высокой моды в Париже в 2004 году было самым ярким и заметным. Великолепно исполненная коллекция, полная выразительных эмоций, детской игривости, легкости и необыкновенного единения мировых культур, вновь оправдала все ожидания. Однако это была очередная – пусть даже великолепная и безупречная – скульптура из того же самого материала, с которым в свое время работал сам Кензо Такада.
«Парижский японец» Кензо продолжает строить собственный новый мир и по сей день. Его новый лейбл Gokan Kobo («Мастерская пяти чувств») – новая ступень в творчестве, но рожденная из прежней философии. Конечно, рекламных ресурсов, которыми располагает нынешний владелец Дома Kenzo, у самого дизайнера для продвижения собственной марки пока нет, хотя успеху его бизнеса могут позавидовать многие модельеры. Ведь самым главным по-прежнему является то, что Кензо остается единственным Мастером, которому подвластно переплести в единую стилистическую нить все нюансы восприятия, которыми обладает человек.