Мини-Драгунов
Это детище румынской военной промышленности имеет намело крестных отцов, причем самых разнообразных. В их числе и отечественные оружейники – создатель комплекса советского стрелкового оружия М. Т. Калашников, а также автор одной из лучших в мире снайперских винтовок Е. В. Драгунов, и швейцарские торговцы оружием братья Куммер, и законодатели из ФРГ.
Действительно: базой для нового оружия послужил советский автомат АК-47М, конструкцию которого румыны позаимствовали почти без изменений, разве что пристроили на цевье пистолетную рукоятку для левой руки. Братья Куммер из Ленгенталя (а также еще один коммерсант – М. Иорай из Лауфена) позаботились об организации сбыта румынских образцов в Швейцарии, и поскольку новая модель была разработана под стандарты этой страны, Куммеров по праву причисляют к инициаторам ее появления. Свой вклад внесли и немецкие законодатели, постаравшись обойти запрет на использование в боевых винтовках пистолетных рукояток, так как новую модель собирались продавать и в ФРГ. Кроме того, не без их участия в 1993 г. Разработчики решили оснастить компактный АК «драгуновским» прикладом и оптическим прицелом.
Начнем с того, что настоящую снайперскую винтовку Е. Ф. Драгунова (СВД образца 1963 г.) снаряжают довольно мощными патронами 7,62х54; румыны же предпочли более короткие и легкие 7,6х39, а сама их винтовка короче, но тяжелее советской.
Как известно, одна ласточка весны не делает. Так и появление оптического прицела не превращает обычное оружие в снайперское, хотя на практике уже не единожды пытались смастерить нечто подобное простым добавлением оптики к стандартному войсковому образцу. Но редко когда удавалось успешно приладить дополнительное приспособление туда. Где ему изначально быть не полагалось. Конечно, многие дилетанты, вооружившись такими переоснащенными винтовками, будут стрелять куда точнее, но только лишь потому, что наводить их на цель в помощью оптики сподручнее, чем через обычные открытые прицельные устройства. Зато специалист наверняка выскажет иное мнение.
Так обстоят и дела с «Мини-Драгуновым» - взять хотя бы итоги контрольных стрельб на дистанции 100 м с использованием патронов четырех типов. Лучший результат дали «Лапуа» - пять пуль ложились в мишень с рассеиванием 120 мм, у «Сако» - 140, у «Винчестера» - 216, а у венгерских боеприпасов со стальными гильзами – все 285 мм. Так же хорошо можно стрелять и без оптического прицела.
Когда обычную снайперскую винтовку переделывают в снайперскую, то как бы тщательно не подбирали базовый образец, рано или поздно «всплывут» уязвимые места в конструкции. В «Мини-Драгунове» одним из них оказалось монтажная шина оптического прицела. Она приварена к левой стороне ствольной коробки и представляет собой универсальное устройство, на котором можно крепить, к примеру, даже и лазерный целеуказатель. Но увы, в данном случае стыковочный узел не позволяет закрепить прицел «на все сто», и после нескольких выстрелов он от отдачи несколько смещается вперед, а тогда о точной стрельбе речи быть не может. Кроме того, после каждого выстрела чувствуешь легкий щелчок по носу. Так дает себя знать неудачная резиновая накладка на окуляре.
В «Мини-Драгунове» применен тот же прицел, что и на настоящей СВД. Помимо 4-кратного увеличения он хорош тем, что позволяет определить дистанцию до цели, поскольку имеет окулярную сетку и два регулировочных барабана, с помощью которых изменяются расстояния от 100 до 1000 м с шагом 100 м. Как отмечал эксперт Ласло Толаи в журнале «Ваффен», звучит это многообещающе, но ценность имеет чисто теоретическую, что и подтверждает данные о рассеивании пуль на мишени при стрельбе на «стометровке». Свалить вину на спусковой механизм не удастся, ведь тот срабатывает легко, с усилием всего 2 кгс, как у нормального «калашникова». Добавим, что экспериментальные стрельбы велись не с рук, а с упора – в таких случаях при ведении огня из снайперской винтовки эллипс рассеивания попаданий не превышает размеров монеты.
Ну а вообще, по мнению специалистов, «Мини-Драгунов» годится для боя только на небольшой дистанции. Точность этого оружия, возможно, и удастся повысить, но вряд ли оно перестанет столь сильно реагировать на патроны различных марок.
Итак, впору задаться вопросом – имеет ли румынское изделие практическое значение или оно вызовет интерес только у коллекционеров? Ответ во многом зависит от того, действительно ли импровизированная снайперка применялась румынским спецназом. Пока это не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть, однако в случае отрицательного ответа «Мини-Драгунов» скорее всего лишь пополнит список курьезных образцов… Калибр 7,62 ммДлина 890 ммДлина ствола 415 ммВысота с оптическим прицелом и магазином 315 ммШирина 85 ммВес 4090 гЕмкость магазина 30 патроновПрицельные устройства – открытое; секторное; оптическое 4-кратное