Мотив мести византийцам в становлении Киликийской Армении
Историк XIII века Киракос Гандзакеци передает одну из легендарных версий начала княжества Рубинянов, приписывая осуществление мести за смерть Гагика самому Рубену и связывая с этим само основание его княжества. Легенда эта исторически недостоверна, однако ценна тем, что отражает существовавшую для современников связь между борьбой Рубинянов с греками и падением Анийского царства. Характерно, что историк объясняет события «ненавистью, питаемой греками к армянам». Согласно этой легенде, Рубен, еще мальчиком, лично присутствовал при убийстве армянского царя, сопровождая его. Будучи спасен армянским купцом, возмужавший Рубен убивает убийц Гагика и овладевает их крепостью, с которой и начинается история Рубинянов. Эта легенда недостоверна уже хронологически, т.к. согласно другим источникам убийство анийского венценосца и начало княжения Рубена происходят в один и тот же год, так что Рубен тогда уже не мог быть мальчиком. Но с другой стороны именно совпадение даты этих двух событий само по себе знаменательно.
В реальности за Гагика отомстил внук Рубена, князь Торос I (1100 – 1129 гг.), во время правления которого были еще живы убийцы Гагика — три брата-византийца Мандале, владевшие горной крепостью в Киликии. Сцена мести описана у историков Вардана Великого и Матеоса Урхаеци. Согласно Урхаеци, войдя в крепость, Торос приказал византийцам принести меч и одежду армянского царя, убитого ими; увидев принесенное, « ... Торос и армянские воины его горько зарыдали». Он приказал пытать византийских князей. Один из братьев Мандале бросился вниз со скалы. Другой, обращаясь к Торосу, сказал: «Ты армянин, а мы ромейские князья, какой ответ ты будешь держать перед византийским императором за суд и расправу над ромейским человеком?». Услышав это, Торос «разъярился, цвет его лица поменялся, и он набросился на него как зверь со словами: «Кто вы такие были, что посмели убить могущественного человека, помазанного царя армянского и какой ответ дадите армянскому народу?», и со слезами на глазах он стал нещадно бить его, пока тот не сдох горькой смертью. И убив его, возблагодарил Бога, что тот удостоил его отомстить за кровь армянского царя, ибо дед его Рубен был одним из воинов Гагика».
Мотив воздаяния грекам подытоживает и обобщает летописец Мхитар Айриванци: «В это время Рубенианы стали господствовать в Киликии. Бог сам оказал правосудие нам, притесненным: греки прекратили царство наше; но Бог дал землю их армянам, которые в ней теперь царствуют».
Таким образом, борьба Рубинянов с Византией идеологически оправдывалась не только мотивом личной мести, но и восстановлением армянского государства, уничтоженного интригами «ромеев».
|