Итак, случилось то, что случилось. Церковь Сурб Хач и весь комплекс строений реставрированы и приведены в порядок, в чем убедились не только члены нашей делегации которые присутствовали при открытии, но и многочисленные приглашенные гости-иностранцы, в том числе послы и журналисты. Весь комплекс преподносится как музей, а креста на храме нет. Очень скоро здесь начнут принимать посетителей. Что именно будут говорить туристам, какую литературу они получат, что будет на информационных щитах, пока не известно, хотя догадаться можно. Турция — это Турция.
...Не остался без внимания ответ Католикоса Всех Армян Гарегина II, отказавшегося принять приглашение турок по той причине, что армянская церковь “конвертирована в музей и сама церемония открытия мирская, а не религиозная”. Эти слова цитировали не только турецкие, но и многие международные издания. Как бы то ни было, пропагандистский трюк Анкары вряд ли можно считать неудавшимся. Один лишь телекадр, на котором константинопольский патриарх Месроп Мутафян и турецкий министр культуры перерезают красную ленту, открывая Сурб Хач, дорогого стоит. Можно не сомневаться, что эти кадры, запечатлевшие восхищение, с которым гости — представители международной общественности — взирают на армянскую “жемчужину”, будут использованы Анкарой как в переговорах с ЕС, так и для убеждения иностранных законодателей, в первую очередь американских. Фотоальбом отреставрированной армянской церкви уже разослан конгрессменам, можно не сомневаться, что скоро они получат и новую документальную ленту, подчеркивающую “беспрецедентное” уважение турок к истории и к нацменьшинствам. Крупный план в ней, конечно же, будет “великодушно” отведен армянским гостям на Ахтамаре. Вот только бравировать крестом Анкаре не удастся, на это она не смогла пойти даже во имя шоу, хотя, казалось, предусмотрела все в этой политической демонстрации. Многозначительна даже цифра расходов на реставрацию храма — 1,5 миллиона долларов. Не случайно и время проведения церемонии (в преддверии очередной годовщины геноцида), хоть и дата несколько раз пересматривалась, но в итоге все равно — в радиусе цели.
Турция одноразовой акцией не ограничится. Это ясно. Она будет давить на мировое сообщество для нейтрализации негатива и использовать для этого любую возможность. В этом смысле Сурб Хач для них — “сильнейший” аргумент. Нам главное — не дремать, как это было с джугинскими хачкарами. Надо методично и напористо доказывать что к чему. И не миндальничать, показывая правду о культуре армянской и культуре “анатолийской”.
|