8. Некоторые считают, что православной девушке пользоваться косметикой и изменять цвет волос с целью усиления чисто женской привлекательности недопустимо. Это заблуждение или в этом есть какой-то смысл?
Думается, чем меньше косметики, тем лучше. Ведь не внешним плетением волос и не изменением своего облика с помощью румян и помады или, не дай Бог, каких-то оперативных вмешательств, той же пластики лица, следует располагать к себе сердце другого человека. И если он полюбил тебя брюнеткой, то ради чего становиться блондинкой? А если для него только блондинка хороша, то перекрашиваться в надежде, что через лет пять, когда он к тебе уже притерпится, ты будешь ходить с натуральным цветом волос, – это значит уже с самого начала закладывать под фундамент собственных отношений такого рода разочарования и, в общем, как-то не больно глубоко ценить своего избранника. Но право же – или он примет тебя такой, какая ты есть, или вовсе не надо связывать жизнь с таким человеком. В равной мере это касается и других внешних украшательств. Естественная чистота и благообразие одежды – вот наиболее приличествующий вид для православной христианки.
9. Сейчас у нас сексуальность или, вернее, сексапильность, ставшая едва ли не главной темой телевидения, газет и журналов, почитается чуть ли не как главная человеческая ценность, особенно среди молодых, в том числе и некоторой части верующих.
Увы, средства массовой информации воздействуют даже на тех, кто понимает, что они руководствуются совершенно неправославным мировоззрением. Они внушают нам уверенность, что влюбленность – это блуд и секс. И говорят, что это естественно и потому хорошо. И хотя мы как христиане не согласны с тем, что это хорошо, но со знаком равенства соглашаемся. Однако главная неправда такой постановки вопроса не в оценке "хорошо – плохо", а в том, что стоит за этим знаком равенства.
На самом деле взаимные чувства двух молодых людей противоположного пола, при их желании следовать закону Божию, вырастают в принятие и узнавание друг в друге образа Божия, дабы восхититься и полюбить в другом совершеннейшую особливость, которой Господь его наделил. И в этом нет, и не может быть ничего само по себе скверного, недоброго и нечистого.
10. Какими непременными достоинствами должен обладать избранник, чтобы не ошибиться в своем выборе?
Какими достоинствами? Но любят не за достоинства. По счастью, самая глубокая, самая значимая любовь в мире – это любовь Бога к человеку. Как мы знаем, Господь пришел на землю не праведников призвать, а грешников на покаяние и об одной потерявшейся овце печется больше, чем о других девяноста девяти благополучных. И в этом смысле в любви мужчины и женщины есть отблеск любви Божественной. Полюбить можно вопреки немощам и грехам человека, раз в нем есть что-то такое, что отозвалось в вашей душе, и вы вопреки всем замутненностям видите в нем образ и подобие Божие.
Другое дело – как подходить к выбору жениха и невесты? Здесь есть один довольно верный способ проверить себя – посмотреть, как он или она общается со своими родителями и решить: нравится это или нет. Ведь есть очень большая доля вероятности, что лет через пятнадцать-двадцать, а то и раньше, твой нынешний избранник будет точно так же или очень похожим образом общаться с тобой. И если ты видишь, что, несмотря ни на какие-то конфликты, ссоры, обиды, у него есть терпение и любовь к своим родителям, желание не отгораживаться от них, что у него есть снисхождение к их слабостям, то это может быть очень важным доводом при определении спутника жизни.
А кроме того, надо посмотреть и на самих родителей: при выборе невесты – прежде всего на ее мать, при выборе жениха – на его отца. Если мать невесты не вызывает у жениха отторжения и неприятия (что не означает непременно нежную любовь), то это еще один очень большой плюс для определения будущей жены. Пройдет не так много лет, и она, как правило, будет весьма похожа на свою мать. То же можно сказать и про жениха применительно к его отцу. Но, конечно, все это вовсе не обязательно. Жизнь несводима к такого рода жестким правилам. И тем не менее прислушивающийся к этим двум советам, быть может, сумеет избежать многих ошибок и скорбей.
11. Нужно ли пресекать любовное чувство к тебе, если ты не отвечаешь человеку взаимностью, но тебе кажется, что ваше общение может привести его к вере?
Мне кажется, что это слишком недобросовестное, внутренне нечестное отношение к человеку. Не надо приводить людей к Богу и Церкви такими непрямыми путями. Есть в этом нечто, что нарицательно именуется иезуитством. Поэтому для верующего будет гораздо честнее не давать человеку, испытывающему к нему любовные чувства, питать иллюзии. И в итоге за эту честность, соединенную с жалостью и снисходительностью, он окажется более благодарен, что как раз может быстрее открыть ему дорогу к Церкви, чем любые иные хитрости, даже как бы направленные на благо.
12. Возможна ли дружба между молодым человеком и девушкой без всяких дальнейших перспектив на общую семью?
Конечно, если это честная дружба, а не дружба со стороны одного и тягостный выбор со стороны другого, что если у нас нет никаких перспектив на будущее, то станем хотя бы дружить.