Rep Power: 46
|
Убийства миссионеров приковали внимание к деятельности евангелистов в турции
Убийство трех христианских миссионеров, произошедшее недавно в турецком городе Малатья, приковало внимание к националистическим выступлениям против миссионерской деятельности, приобретающим все более жестокий характер.
Три человека – два турка и один гражданин Германии – были убиты 18 апреля в центре распространения миссионерской литературы в городе Малатья на юго-востоке Турции, известном своей курагой и острыми политическими страстями.
Перед убийством преступники сначала связали своих жертв по рукам и ногам, а потом перерезали им горло.
Как писали турецкие газеты, подозреваемые были тут же задержаны – пятеро молодых людей, проживающих вместе в доме, принадлежащем одному религиозному фонду. Следователям они сообщили, что совершили это преступление в защиту ислама.
"В Турции началась широкомасштабная охота на ведьм, обращенная против миссионерской деятельности", - говорит Джерри Маттикс, миссионер из города Якима, штат Вашингтон.
Последние пять лет он работает при протестантской церкви в Диярбакире, городе с древними укреплениями в 250 км. от Малатьи. "Опасность состоит в том, что мы живем в преимущественно мусульманской стране, где определенные группы в обществе считают тебя подрывным элементом, способствующим раздроблению страны. Мы все под прицелом".
Церковь, где служит Маттикс, одна из самых молодых в Турции – она существует всего четыре года. В воскресенье после убийств в Малатье из нее доносилась громкая музыка.
Около 40 мужчин, женщин и детей пели и громко хлопали в ладоши. На сцене, украшенной простым деревянным крестом, музыкант с бубном в руках отбивал зажигательный ритм, а другой музыкант играл на сазе – анатолийской лютне с длинным грифом. Собравшиеся, в основном новообращенные в христианскую веру бывшие мусульмане, пели на турецком языке известный псалом "О, Благодать, спасен Тобой", в котором отчетливо слышались восточные нотки.
Через дорогу от протестантской церкви расположен храм "Мерием Ана" (Пресвятой Девы Марии) – возможно, один из древнейших храмов на земле. С самого своего возведения спустя 300 лет после рождения Иисуса церковь служила членам христианской общины Диярбакира.
Однако в последние десятилетия начался исход христиан из Диярбакира и окружающих земель. Теперь на воскресной службе в церкви редко можно увидеть прихожан, кроме немногочисленной группки верующих – представителей старшего поколения.
В этой небольшой улочке Диярбакира с ее булыжной мостовой как в капле воды отражается картина современной Турции. Пока исторически сложившиеся христианские общины страны – с первых дней христианства существующие на землях, где сейчас расположена современная Турция – отчаянно стараются выжить, в то время как их численность постоянно сокращается, протестантские миссионерские группы постепенно проникают в страну.
Одновременно с этим, по мере увеличения их числа, христианские миссионеры в Турции все чаще сталкиваются с проявлениями враждебности и национализма, подпитываемого, по словам евангелистских лидеров, средствами массовой информации и политиками.
По словам миссионеров, в последние годы им стало проще и одновременно сложнее работать. С одной стороны, реформы, связанные с процессом вступления Турции в Европейский Союз, означают, что их деятельность по обращению в свою веру стала теперь законной, и больше церквей могут теперь обрести законный статус.
С другой стороны, количество нападений на христианские центры постоянно растет. В 2006 году в ряд евангелистских церквей были брошены зажигательные бомбы, а руководитель протестантской церкви в городе Адана был жестоко избит. В феврале этого года 16-летний подросток застрелил католического священника Андреа Санторо, работавшего в черноморском городе Трабзон.
"Мы не ожидали этого [убийств в Малатье]. Но, с другой стороны, это не стало и неожиданностью", - говорит Карлос Мадригал, руководитель миссионерской церкви в Стамбуле. Его церковь стала первой из подобных церквей со времени основания современной Турецкой Республики 84 года назад, которая получила законный статус.
"Постоянно раздаются обвинения со стороны властей и СМИ, что христиане и миссионеры пытаются раздробить страну. Убийства в Малатье стали своего рода результатом подобных заявлений и подобного подхода к христианам в стране".
"Им режут глотки как животным, как будто это жертвоприношение. Они стали первыми мучениками евангелисткой церкви в этой стране", - добавляет Мадригал.
Несмотря на религиозный подтекст совершенных убийств, эксперты полагают, что их причинами скорее являются ультранационализм и антизападная ксенофобия, получившие в последнее время широкое распространение в Турции. "Последователи ислама отличаются сильным самосознанием.
Эти люди считают себя мусульманами и турками и полагают, что все остальные проникают в страну и что-то замышляют против нее.
Проблема состоит в том, что такого рода идеология – антизападная и антихристианская – проповедуется весьма влиятельными людьми", - говорит турецкий журналист Мустафа Акиол, часто пишущий на темы ислама и национализма.
На самом деле самые жесткие формулировки в отношении миссионерской деятельности исходят из стана представителей светского истеблишмента Турции. Например, в 2001 году в отчете Совета национальной безопасности Турции в разделе угроз для безопасности страны фигурировал список миссионеров – наряду со списком исламских фундаменталистов.
В прошлом году Рахсан Эджевит, супруга покойного Бюлента Эджевита, служившего образцом для сторонников светских партий левого толка Турции, сообщила прессе, что миссионеры стремятся раздробить Турцию и платят мусульманам за то, чтобы те переходили в христианскую веру. "Мы теряем нашу религию", - сказала она.
По мнению Салима Чохче, профессора истории и социологии государственного Университета Инону в Малатье, миссионеры в Турции занимаются "дестабилизацией, манипуляцией и пропагандой".
"Если их не контролировать, это может стать опасным для Турции, - отмечает профессор, который утверждает, что в Турции сегодня насчитывается 500 тыс. "криптохристиан". (По официальным данным христиан в Турции около 100 тыс.)
В Турции исторически сложилась антипатия к миссионерам, деятельность которых была особенно активной в последние дни Оттоманской империи. В те времена их считали никем иным, как агентами европейских держав, которые выступали против Оттоманской Турции.
"Времена изменились. Но многие люди не понимают, что сегодня христианская миссионерская деятельность – это то же самое, когда в центре Лондона вдруг открывается мечеть или исламское издательство", - говорит Акиол.
Пока же евангелисты Турции хотят, чтобы правительство, где доминирует умеренно-исламистская Партия справедливости и развития, заняло бы более активную позицию в отношении антимиссионерской риторики и актов насилия против миссионеров.
Миссионерские лидеры говорят, что, несмотря на убийства в Малатье, они не собираются прекращать свою работу. В воскресенье после убийств большие деревянные двери протестантской церкви Диярбакира снова широко распахнулись для воскресной службы. В церковь заглянули несколько любопытных посетителей и захватили с собой Новый завет на турецком языке.
"Наши прихожане и мы привыкли к подобным вещам, возможно, не такого масштаба, но в нас нет страха", - так отозвался об убийствах в Малатье убеленный сединами харизматичный глава церкви Ахмет Гювенер,передает Eurasianet: Игаль Шлейфер является независимым журналистом, проживающим в Стамбуле.
|