Согласно новому турецко-персидскому договору 1639, граница раздела Армении проходила по горам Джавахка, р. Ахурян, р. Ерасх (Аракс) до гор Армянская цепь, затем по горам Васпуракана на Юг.
В 20-е гг. ХVIII в., после падения Сефевидской династии, Османская Турция вновь попыталась захватить Восточную Армению, все Закавказье и Атрпатакан. Хотя Россия по Константинопольскому договору 12 июня 1724 признала владычество Османской Турции в отношении Восточной Армении, однако армяне Еревана, и в особенности Арцаха и Сюника, приобретших фактическую независимость, оказали вооруженное сопротивление турецким армиям.
С их помощью персидский Надир шах сумел очистить Восточную Армению от турецких войск, и за эту услугу признал права армянских меликов Арцаха на самоуправление. С конца ХVII в. Восточная Армения играла крупную роль в армянском национально-освободительном движении, что было обусловлено рядом обстоятельств.
Восточная Армения и ее составная часть Араратская страна на протяжении веков являлись центром армянской государственной жизни (здесь находились древнейшие армянский столицы Армавир, Арташат, Вагаршапат, Двин. Ани и т. д.), с 1441 здесь вновь находилась резиденция католикоса (Эчмиадзин).
После утери армянской государственности армянский духовный центр взял на себя некоторые государственные функции в области внешних сношений, во взаимоотношениях с захватившими Армению государствами являлся единственным учреждением, связывавшим армянский народ и его рассеянные по всему миру части, заботящимся о сохранении национальной самобытности народа.
В подобных условиях стержнем армянского национально-освободительного движения стала задача освобождения Восточной Армении и восстановления армянской государственности. Подъем России при Петре I, тенденции в его восточной политике, проявившиеся во время азовских походов, сравнительная географическая близость России к Восточной Армении содействовали возникновению идеи обеспечения для армянского национально-освободительного движения военно-политического союза с Россией и ее покровительства.
Эту цель преследовали переговоры деятелей армянских освободительных кругов Исраэля Ори и Есаи Хасан-Джалаляна с русским двором (1-я четверть ХVIII в.).
Однако персидский поход Петра I, который должен был стимулировать восстановление армянской государственности или хотя бы создание объединенного христианского армяно-грузинского государства не осуществил задуманного, а русско-турецкий договор 1724 отдал Восточную Армению на милость Османской Турции.
|