Новые границы увеличили долю арабов в общей численности населения Израиля с 15 до 40 процентов.
В то время большинство израильтян не беспокоилось этим колоссальным демографическим сдвигом полагая, что арабы расстались со своей навязчивой идеей уничтожить Израиль и стремятся к миру в обмен на возврат потерянных земель.
Сразу же по окончании войны израильское правительство намеревалось пойти на значительные территориальные уступки в обмен на мир.
Но победа Израиля лишь усилила ненависть арабов к еврейскому государству. Спустя два месяца после войны все руководство арабского мира встретилось в Хартуме (Судан) и провозгласило "три нет": "Нет - мир с Израилем, нет - переговорам с Израилем, нет - признанию Израиля".
Так вместо того, чтобы приблизить мир, внушительная победа Израиля обострила израильско-арабский конфликт. Шестидневная война оказала заметное влияние на жизнь американских и советских евреев. Великая отвага, проявленная израильской армией, и одержанная ею героическая победа преисполнили сердца евреев чувством гордости.
За несколько недель до начала военных действий, во время войны и после ее окончания американские евреи передали Израилю огромные суммы; итоги проведенной в 1967 г. организацией "Объединенный еврейский призыв" ("Юнайтед джуиш эппил") кампании по сбору средств втрое превысили результаты 1966 г.
После войны резко возросло число посещающих Израиль американских евреев. Новое поколение американских евреев, многие представители которого росли вне влияния еврейской общины, включилось в деятельность "Объединенного еврейского призыва" и стало проявлять больший интерес к еврейской религии.
Еще большее влияние эта война оказала на советских евреев. Сионизм уже давно был разгромлен коммунистическим режимом. До Шестидневной войны молодые советские евреи имели смутное представление о существовании еврейского государства.
Но хотя СССР и был признанным врагом Израиля и главным поставщиком снаряжения для его противников, советские средства массовой информации не смогли скрыть масштабов израильской победы.
После Шестидневной войны роман Леона Уриса "Эксодус", повествующий о создании государства Израиль, стал своего рода настольной книгой еврейского населения СССР. Поскольку хранение этой книги считалось уголовным преступлением, советские евреи тайно распространяли переводы романа, перепечатанные на пишущей машинке.
Небольшие группы евреев по всему СССР стали изучать иврит, и к 1969 году советские евреи начали добиваться разрешений на выезд в Израиль.
|