Шаумянский район, административные границы которого в советский период в целом совпадали с границами Гюлистанского меликства, исторически всегда был неразрывной частью Арцаха. Так было до периода «меликств Хамсы», после него, в царское и советское времена, так есть и сейчас, несмотря на временную оккупацию этой части Арцаха противником. Именно на территории, в районе урочища Гюлистан 12 октября 1813 года был заключен всемирно известный Гюлистанский договор между Россией и Персией, по которому Арцах, вместе с рядом других бывших территорий Шахской Персии, населенных армянами, талышами, лезгинами, аварцами, тюркскими племенами перешел к России «на вечные времена». Ни о каком Азербайджане в Договоре, речи, естественно не было, да и быть и не могло, так как и тогда, и сто лет спустя под Азербайджаном понимались территории южнее Аракса, на севере Ирана. В составе России Арцах, включая и Гюлистан, и Северный Нагорный Карабах, - т.е. территории от Геташена до Чардахлу с десятками армянских сел и городков, армянским кварталом Гандзака, - успешно развивался.
Развал Российской империи и установление в ее центре предательской власти германо-турецких агентов, большевиков привел к оккупации Закавказья, созданию на турко-германских штыках вымышленного буферного квази*государства «Азербайджан», посредством которого османские турки хотели распространить свою агрессию на Персию, отнять у нее настоящий Азербайджан и продолжить экспансию в сторону «Великого Турана». Отсюда и претензии новоявленных «самостийных» правителей буферной «азербайджанской» республики на территории Арцаха, Нахиджевана, Зангезура, Севана и даже... Карса!
«Все в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернию и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе», - писал великий русский патриот, лидер Белого движения юга России Антон Деникин в своих «Очерках русской смуты».
Большевики, пришедшие на штыках Красной Армии на Южный Кавказ, лишь переняли турецкую тактику, создавая в 1920-21 гг. так называемую Азербайджанскую ССР, и потакая ее непомерным территориальным аппетитам в отношении исконно армянских земель. Точно так же накануне советско-финской войны была создана 16-я союзная республика - Карело-Финская, которая должна была стать плацдармом для установления советской власти в Финляндии и последующего ее присоединения к СССР. Точно так же, АзССР после Второй мировой войны стала плацдармом агрессии СССР против Ирана, - то была вторая после 1920-21 гг. и также неудачная попытка присоединить к СССР настоящий Азербайджан и советизировать Персию.
Турецкая агрессия, установление власти большевиков дорого обошлись народу Арцаха. В 1918-20 гг. каждый пятый житель края пал в борьбе с бандами турко-мусаватистов; была разрушена столица края Шуша, разорен был почти и весь Гюлистан. Более того, когда весь Карабах в фантомных интересах «мировой революции был передан в новообразованную АзССР, Москва дала решать вопрос о границах армянского Нагорного Карабаха тюрко-кавказским националистам, вчерашним мусаватистам, принявшим красную окраску. Таким образом, большая часть края, включая и Гюлистан, не вошла в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), само название которой говорило о том, что автономия создана лишь на части территории армянского края. Последующие перекройки его территории совпали и с изменением названия на ИКАО, - Нагорно-Карабахскую автономную область, якобы охватывавшую весь Нагорный Карабах.
В отличие от частей армянского Нагорного Карабаха, раздробленно, кусками вошедших в Ханларский, Дашкесанский, Шамхорский и Кедабекский районы АзССР, Шаумяну удалось каким-то чудом сохранить свое территориальное единство. Именно поэтому, в дни депортаций весной-осенью 1988 года лишь Шаумянцам и Геташенцам, единственным за пределами НКАО удалось сохранить свои родные земли. В сентябре 1991 года эти земли вместе с НКАО вошли в провозглашенную 2 сентября и подтвержденную всенародным референдумом 10 декабря 1991 года Нагорно-Карабахскую Республики (НКР). Эти действия были осуществлены безупречно, в полном соответствии с действовавшим тогда законодательством Союза ССР и нормами международного права.
Совершенно не случайно, когда ОБСЕ (тогда еще СБСЕ) начало миротворческую деятельность в регионе, в мандате Минской группе ОБСЕ об НКР было сказано как об «избранных и иных представителях Нагорного Карабаха». Среди этих «избранных и иных» были и шаумянцы, их лидеры, депутаты.
Захват Шаумянского района азербайджанской армией при поддержке 23-й дивизии советской 4-й армии, последовавший в июне 1992 года в ходе крупнейшего с начала войны наступления противника, когда пал и практически весь Мардакертский район, и часть других территорий НКР, был одним из страшных эпизодов агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха. Погибли и пропали без вести многие сотни людей, а все шаумянцы в одночасье потеряли свою Родину, дома, имущество, могилы предков.
Сегодня международные посредники в урегулировании азербайджано-карабахского, нагорно-карабахского конфликта, пытающиеся в ходе урегулирования обеспечить лишь собственные интересы в регионе, делают вид, что вопроса Шаумяна -Геташена «не существует». Многие годы такую же недальновидную политику занимали, к сожалению, и власти Республики Армения. Но это - страусиная политика. Как без Арцаха нет, и не может быть Армении, без Шаумяна-Гюлистана и Геташена не может быть Арцаха! И пока этот вопрос не решен, наивно полагать, что власти НКР согласятся освободить хоть пядь территорий Агдама или Физули, так же взятых под контроль Армией Обороны Нагорного Карабаха в ходе военных действий и ныне находящихся под контролем законно избранных властей НКР.
Рано или поздно, древний Гюлистан вновь воссоединится с Арцахом, в его церквах забьют колокола, и народ края вновь обретет свою Родину. Иного не дано историей героического Арцаха и волей всего армянского народа.
Арсен МЕЛИК-ШАХНАЗАРОВ,
Советник Министра иностранных дел НКР