31 Jan 07, 20:05
|
#3 (permalink)
|
Rep Power: 46
|
Положение Западной Армении
Подпавшие в разное время под власть Византии области Западной Армении—Малая, Внутренняя и Сатрапская Армении имели неодинаковый административно-политический статус. Малая Армения еще в конце III века стала обычной-провинцией империи, а в конце IV века была разделена на две провинции—Первую Армению (с центром в Себастии) и-Вторую (с центром в Мелитене). В военном и политическом отношении они ничем не отличались от других провинций империи, однако армянские ишханы (князья) сохраняли свои феодальные права. Примерно в таком же положении оказалась и Внутренняя Армения, состоявшая из 11 областей. Она занимала верхнее и среднее течение Западного Евфрата и верхнее течение Чороха.
Сатрапской (Нахарарской) Арменией называлась юго-западная часть Великой (исторической) Армении, охватив^ шая бассейны верхнего течения Западного Тигра и нижнего течения р. Арацани (Восточного Евфрата). Эта часть Армении, завоеванная империей в 363—368 гг., состояла из пяти княжеств, которые фактически были автономными. Их зависимость от Византии выражалась лишь в том, что армянские нахарары были обязаны защищать границы империи от персидских нападений.
Как в малоазиатских провинциях Византии, так и в Западной Армении господствовали феодальные порядки. Часть крестьян являлась свободными арендаторами земли, большинство же сельского населения было прикреплено к земле владельца поместья или монастыря и не имело права покинуть ее. С течением времени число прикрепленных к земле росло за счет свободных. При императоре Анастасии (459—518) был опубликован указ, согласно которому крестьянин, арендующий один и тот же участок земли на протяжении более 30 лет, прикреплялся к нему. Помимо крестьян имелись и рабы, труд которых использовался как в домашнем хозяйстве, так и в земледелии. Тяжелыми были налоги, взимавшиеся с трудящегося населения, в особенности земельная и подушная подати. Вновь вспыхнули крестьянские восстания.
Развитие городской жизни Западной Армении в V—VI веках в основном приостановилось. В этот период многие города (Тигранакерт-Мартирополь, Карин-Феодосиополь и др.) стали опорными пунктами императорских войск, потеряв свое торгово-ремесленное значение. На персидско-византийской границе был создан ряд городов-крепостей и фортов.
С экономической точки зрения более или менее значительными были города Армянского Междуречья и Малой Армении (Амид, Мелитена), которые продолжали сохранять торговые связи с городами Запада и Востока.
При императоре Юстиниане (527—565) порядок управления в Западной Армении меняется. С целью защиты восточной границы империи от нападений Сасанидов, ликвидации внутренней независимости армянских нахараров и слияния этой части страны с империей, Юстиниан осуществляет ряд преобразований. Указом 529 года он объединяет все армянские земли в один военный округ под властью назначенного им стратега с центром в городе-крепости Феодосиополе. Отменяется право армянских нахараров иметь свои войска, которые отныне сливаются с византийскими. В результате административной реорганизации, произведенной в 536 году, Западная Армения, лишается внутренней самостоятельности и превращается в одну из провинций империи. Армянские земли, находившиеся под властью Византии, делятся на четыре провинции: Первую, Вторую, Третью и Четвертую Армении.
Не меньший удар армянским нахарарам нанес указ Юстиниана о праве наследования, согласно которому женщины в иахарарских семьях также имели право на получение наследства. В рззультате этого армянские нахарарства дробились и распылялись, теряя свою экономическую и политическую силу.
Тяжелая налоговая политика империи, непосильные повинности, установленные для строительства крепостей и фортов, религиозно-догматические споры и преследования, которые возникли после Халкэдонекого собора 451 года, породили недовольство широких слоев населения Западной Армении. В середине VI века вспыхнуло восстание под руководством Артавана Аршакуни. Был убит жестокий проконсул Акакий. Однако восстание было подавлено императорскими войсками.
|
|
__________________
Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
Г. Нждеh
Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.
|
|
|